После карантина. Как помочь детям вновь адаптироваться к школе

29 января 2021, 00:03

Сила сложного времени, которое мы все проживаем, — в том, возможно, совершенно новом сообществе, которое мы можем построить

Переход из онлайн-пространства карантина и окошек Zoom к живому общению — одно из «напряжений», к которому важно отнестись внимательно. Есть свои закономерности и техника безопасности.

Видео дня

Мы же отдаем себе отчет в том, что дети, в первую очередь, идут сейчас в школу (первые недели) за общением? «Уровень интеллекта» и включенность именно в учебный процесс подключатся позже. Детям важно дать возможность вновь почувствовать друг друга. Выверить роли, определить границы. Важно предлагать во время уроков дискуссии, проекты, групповую работу, в которой бы они могли взаимодействовать.

И дети, и взрослые будут больше уставать от живых контактов. В пространстве виртуального общения свои перегрузки, в реальном общении — свои, и к ним снова нужно привыкнуть. После школы дети могут быть перевозбужденными, гиперактивным или, наоборот, молчаливыми, уставшими. Пожалуйста, дайте им возможность побыть самим (знаю, что многие просто накрываются с головой одеялом, и так лежат минут 15). Дайте им поиграть прежде, чем они приступят к домашним заданиям.

Сейчас дети особенно одиноки

Идеально, если в первую адаптационную неделю домашних заданий будет минимум.

Возвращение в школу может вызывать ощущение, что внимательность к правилам карантина уже не обязательна. Обсуждение, синхронизация в правилах — важная часть формирования отношений и ощущения безопасности.

Дети сейчас будут тратить больше времени на дорогу, на сборы в школу, они будут опаздывать. Важно это учитывать при планировании урока.

Детям не хватает двигательной активности — важно на переменах, а, возможно, и во время уроков, предлагать им разминки. Без движения не будет должной концентрации внимания.

Сейчас поддержка того, что получается, того, что они умудрились выучить за время карантина, того, что они помнят, важнее, чем оценки, контрольные и акцент на том, что не получается. Детям важно выстроить «опору успешности».

Первый этап адаптации — формирование общего безопасного пространства. На этом этапе внимательность к чувствам, эмоциям всех участников учебного процесса особенно важна.

Нам, взрослым — учителям, родителям — можно осторожно проявлять чувства детей, прояснять их, давать поддержку. Если меня спросят зачем, отвечу: иначе это будет влиять и на учебный процесс, и динамику отношений в классе. Сейчас в самом деле важно, важнее даже, чем самые важные предметы — формирование сообщества, поддержки.

Многие из детей, возвратившихся в школы, перенесли сами ковид, многие волновались о родителях (мне рассказывали о детях, которые при каждом чихании спрашивают у родителей: «Ты же не умрешь? У тебя же не ковид?»). Есть дети, в семьях которых произошло горе.

Мы пока и не отдаем себе отчета в последствиях эпидемии. Нам важно быть готовыми к работе с последствиями травматизации.

Возможно, мы можем начать урок с любых «практик стабилизации»: «Займите удобное место, сядьте в устойчивую позу, поставьте ноги так, чтобы вы ощущали опору, обопритесь о спинку стула. Посмотрите вокруг — это ваше пространство…» Уместен вопрос «Как ваше настроение? Как вы сегодня проснулись?» И сказать честно о себе: «Я с трудом». Можно рассказать, что вы, когда находились на карантине, тревожились, злились, боялись.

И выслушать без оценки тех, кто будет готов говорить о своих чувствах (дети начнут говорить, если с нами безопасно, и такие разговоры правильнее проводить не за партами, а в кругу, даже сидя на полу).

Можно сказать, что знаете, как было непросто многим детям. И что рядом с нами те, кому, возможно, сейчас нужна наша поддержка. Как страшно и больно терять тех, кто дорог. И вам известно, что многие семьи перенесли потерю. И что вы верите, что любовь близких остается с нами навсегда. И в память о них нам важно жить и делать все, чтобы быть в безопасности. И возможно, помочь тем, кому сейчас сложно (можно о контакте с такими детьми поговорить со школьным психологом).

И можно предложить поразмышлять: что бы мы могли сделать, зная, что кому-то грустно, сложно? А что вы делаете, когда плохо вам? Можете ли вы попросить о помощи? И как вам кажется, просить о помощи — это сила или слабость?

Сейчас дети особенно одиноки. Сила сложного времени, которое мы все проживаем — в том, возможно, совершенно новом сообществе, которое мы можем построить.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X