Влюби меня в работу: как руководить интеллектуалами и креаторами. Блог эксперта

24 ноября 2016, 19:23
Нужно уметь вдохновить и заинтересовать, если речь идет о нестандартном задании

Ни для кого не секрет, что начало ХХI века – это эра идей, общество мечты. Можно продавать питьевую воду за копейки. А можно рассказать историю о том, что это талая вода с ледников Антарктиды, содержащая воздух, которым дышали мамонты и динозавры, продавать ее в сотни раз дороже. Можно производить и продавать хорошие смартфоны. А можно возвести их в ранг культа, как это делает всем известная компания Apple, и продавать по соответствующей цене.

Видео дня

Сегодня недостаточно производить хороший продукт или предоставлять качественно услугу. Общество жаждет историй и идей. Потому неординарность мышления как никогда важна во всех без исключения сферах. Руководители не только креативных и рекламных агентств, но и директоры большинства прогрессивных компаний пытаются найти или вырастить в пределах своей компании специалистов с творческим мышлением и неординарным подходом к работе.

Но как только руководитель начинает интересоваться вопросом руководства творческими людьми, то есть стимулирования, поощрения и мотивирования таких специалистов, натыкается на множество статей и книг о том, насколько это «особенные» люди и как с ними непросто. Так творческий человек представляется скорее как проблема, нежели как эффективный участник трудового коллектива.

На самом деле тут слишком много преувеличений и стереотипов. А научные исследования нематериального стимулирования творческого мышления еще в середине прошлого века дали очень интересный результат, которым не многие руководствуются.

Итак, позвольте представить: Карл Дункер, немецкий психолог, один из выдающихся исследователей мышления. В 1930-40гг ХХ ст. он провел эксперимент «Свеча», который был впоследствии доработан и проводился на протяжении последующих 40 лет во многих странах мира. Начинался эксперимент с того, что испытуемым давалась коробка с кнопками (гвоздями), свеча и спички. Участников просили как можно быстрее прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы в горящем состоянии воск не капал на стол, стоящий возле стены.

Быть увлекающей музой – одна из важнейших задач руководителя

Большинство испытуемых справлялись с этой задачей. После некоторых проб и ошибок они начинали видеть не коробку с гвоздями как один предмет, а отдельно коробку и отдельно горку гвоздей. Так гвозди из коробки высыпались, ими крепилась к стене пустая коробка, в нее ставилась свеча и поджигался фитиль.

Выполнение этого задания – классический пример ухода от функциональной закрепленности, то есть использования предмета только по его прямому назначению. Такой уход является один из элементов нестандартного, в том числе и творческого, мышления.

Последователи Дункера развили его эксперимент. Они поделили испытуемых на две группы. Участникам одной группы они пообещали: «Кто выполнит задание быстрее всех, получит 20 баксов». Второй группе сказали, что благодаря их результатам хотят измерить среднюю скорость выполнения этой задачи. То есть никакого дополнительного стимула, кроме интересности задачи - «челенджа», вторая группа не имела. Результаты: группа, мотивированная только своим интересом, справлялась с заданием быстрее на несколько минут. Неизменно. В любой из полсотни стран, где проводился эксперимент. Те же, кому обещали денежное вознаграждение, слишком фокусировались на конкурентах и желании заработать, что отвлекало от самой сути задания. Причем чем большую сумму обещали в качестве вознаграждения, тем хуже оказывался результат.

Стоит отметить, что когда двум контрольным группам давали отдельно коробку и горку спичек и просили выполнить то же задание (прикрепить свечу к стене), с задачей быстрее справлялись те, кто был мотивирован звонкой монетой. То есть в случае, когда задание не требовало выходить за рамки функционального мышления, материальная мотивация работала.

Некоторые управленцы интерпретируют результаты этого исследования довольно странно и делают вывод, что творчество не нужно поощрять материально. Но креативные люди – это не гениальные сумасшедшие, для которых творчество – необходимость. Люди творческих профессий вполне логично ожидают получить достойную оплату за высокое качество и эффективность своей работы. Результаты сводятся не к тому, чтоб заставлять работать задаром, а к умению вдохновить и заинтересовать, если речь идет о нестандартном задании.

Если вам необходимо решить типичную задачу, используя вещи по прямому назначению, материальная мотивация сослужит вам прекрасную службу. Чем выше будет денежная мотивация, тем быстрее получите результат. Если же вы рассчитываете на нестандартный подход, на результат творческого мышления, одной высокой зарплаты мало. Нужно увлечь, вдохновить, зарядить интересом к этому заданию. Быть такой увлекающей музой, человеком, который заставит влюбиться в задание – одна из важнейших задач руководителя вообще и руководителя креативной команды в частности.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X