Украинское кино на Берлинале: нам есть, чем гордиться. Блог киноэксперта

14 марта 2017, 08:47
Цей матеріал також доступний українською
Очень люблю Берлинский фестиваль. Прежде всего за то, что он, в отличие от других, ориентирован на зрителя

Если Венецианский фестиваль, например, – это торжество опыта и традиций (все-таки, старейший в мире), а Каннский – праздник гламура (пройти на кинопоказ здесь можно только по приглашению), то Берлинале – теплая, демократичная кинотусовка. В буквальном смысле. Наверное, только на этот фестиваль немцы и гости со всего мира приезжают как на пикник, разбивая палаточные городки прямо у касс. Столица Германии в эти дни становится одним большим кинотеатром – кино показывают в 30 кинотеатрах.

Видео дня

Берлинале таким задумывался изначально. Его учредителями стали союзники времен Второй мировой войны: США, Великобритания и Франция. Именно в этот период, спустя шесть лет после окончания войны, американский офицер Оскар Мартей, куратор союзнических войск США по вопросам кинематографа, решил, что именно кино сможет максимально быстро заставить людей забыть об ужасах войны и вернуться к нормальной жизни. И не ошибся.

Его идею поддержали. Первый международный фестиваль в Берлине открылся 6 июня 1951 года. Его руководителем стал публицист и киновед Альфред Бауэр. Именно под его руководством фестиваль получил всемирное признание. Во времена Холодной войны его назовут «витриной свободного мира». К слову, на этом фестивале право определять победителей получили именно зрители. В общем, демократия в полном смысле этого слова.

Дальше – больше. В 1977 году новый директор Берлинале Вольф Доннер, журналист и кинокритик, разворачивает фестиваль в сторону молодого кино, а также переносит время проведения с июня на промозглый февраль, превращая самый депрессивный месяц года в один из самых ожидаемых. В июне горожанам и так хорошо, а вот в феврале надо бы и помочь.

В этом году организаторы попытались сделать все, чтобы поменьше напоминать зрителям о том, в какое неспокойное время нам приходится жить. Администрация города обеспечила максимальный уровень защиты, причем максимально незаметно. В столице находилось рекордное количество полицейских, переодетых в штатское, которые смешались с толпой и, как говорится, «не отсвечивали».

Еще одна особенность Берлинале в том, что практически все его победители – это сенсация

Имидж фестиваля в городе очень высок. Сама мысль о том, что событие окажется под угрозой срыва, кажется для местных властей чем-то из ряда вон выходящим. Эти десять дней город живет фестивалем, насыщается им до следующего года. Признаюсь, завидую тому, насколько берлинцы болеют за свой Берлинале, как они вовлечены в него. Очень надеюсь (нет, не так – уверен!), что придет время, когда в Киеве во время проведения кинофестиваля «Молодость» будет такая же атмосфера, а киевляне почувствуют себя его неотъемлемой частью.

Еще одна особенность Берлинале в том, что практически все его победители – это сенсация. Пытаться предсказать, какой фильм возьмет главный приз - все равно, что гадать на кофейной гуще. Вот и на этот раз «Золотого медведя» получила венгерская лента О теле и душе Ильдико Эньеди. Гран-при жюри – за открытие новых перспектив в киноискусстве - уехал в Сенегал. Его получила драма Фелисите режиссера Алена Гомиса. В общем, как ни старайся, а жюри Берлинале сумеют удивить, откопав очередной режиссерский или актерский талант на краю земли, тем самым выписав ему путевку в большое кино.

Украина тоже не потерялась на последнем Берлинале. Судя по постоянной активности возле 24-метрового украинского стенда, наша страна – по-прежнему в тренде в Европе и мире. О нас вспомнили, в частности, благодаря фильму Процесс – о суде над украинским режиссером Олегом Сенцовым. Фильм Аскольда Курова прошел в рамках программы спецпоказов Berlinale Special. За коллегу вступилась Европейская киноакадемия, члены которой обратились к российской власти с призывом освободить Сенцова. А председатель академии, Агнешка Холланд, во время выступления на кинофестивале открыто назвала нашего земляка жертвой политических репрессий.

Еще одно знаковое событие для нашей страны – гран-при в номинации «Молодежные фильмы», которое завоевала лента совместного украино-германского производства под названием Школа №3. Режиссеры: Елизавета Смит и немец Георг Жено. Фильм снят на основе пьесы Николаевка Театра переселенца, которым уже несколько лет занимается Георг Жено. В работе над пьесой немецкому режиссеру помогала украинский драматург Наталья Ворожбит.

В основе сюжета – монологи тринадцати детей из Николаевки Донецкой области, которая является одним из эпицентров военных действий. Летом 2014 года в николаевскую школу попал снаряд и разрушил ее. Ученики рассказывают о своих переживаниях, показывают дорогие сердцу предметы. В сущности, они еще дети, которым пришлось слишком рано повзрослеть. Но в их глазах нет страха, они не взывают к жалости - они продолжают жить, радоваться, надеяться и заниматься искусством.

В официальном описании Школы №3 на Берлинале говорится: «Период, отображенный в фильме — это граница между войной и миром, детством и взрослой жизнью. Эти дети хотят быть услышанными, и им есть, что сказать. Это фильм о дружбе, первой любви, планах на будущее». Лично для меня этот фильм – очень точная иллюстрация того, что происходит в нашей стране, которая не только воюет, но и продолжает мечтать, любить, творить и верить в happy end своей истории без всяких исключений. А разве может быть иначе?

Больше мнений здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X