Советский продукт. Как менять устаревший образ Украины

1 февраля, 20:43
Алина Зубкович: «Украина только формирует свой бренд» (Фото:IgorVetushko/Depositphotos)

Алина Зубкович: «Украина только формирует свой бренд» (Фото:IgorVetushko/Depositphotos)

Пора осовременить представление о себе как о стране

Проживая в Стокгольме и работая в Украинском институте в Швеции, пару лет подряд я участвовала в Европейском дне языков, организуемом для знакомства шведских школьников с языками «европейской семьи». Каждый год культурные институты или посольства договариваются о формате и готовят свой стенд (в доковидные времена) или презентацию (в онлайновое время), брошюры и другой сопроводительный материал.

Видео дня

Благодаря таким негромким праздникам, почти рутинным и незаметным событиям и дням чего-либо, любая политическая система формирует и воспроизводит определенные ценности, которые являются фундаментом ее идеологии.

Дни языков — простой и действенный способ формирования ментальной карты «знакомых» стран, стран «своего круга» и воспроизведения образа «Европы». Вместе с расширением границ ЕС, границы Европы как символической категории пространства расширяются. И с каждым годом количество стран, считающих нужным принять участие в событии, чуть-чуть растет. Так, кроме Германии, Франции и других западноевропейских стран, а также Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, добавились Грузия и язык ромов. (Ромы — официальное нацменьшинство Швеции). Украина в этом контексте тоже интересный субъект, потому что не является страной ЕС, а украинский не входит в список официальных языков Евросоюза.

Украина присоединилась благодаря усилиям Украинского Института Швеции. И вот мы взялись готовить материал — и оказались в пустом поле без смыслов и ориентиров. Об описании проблем и их решении поговорим ниже.

У Украины есть только один выбор — становиться современной, сильной и умной страной

День языка — место национальных репрезентаций, международная ярмарка брендов. Каждая страна, конструируя образ себя, ссылается на определенные «положительные элементы» своей истории и современности: выдающиеся университеты, круассаны или селедка, всемирно известные личности и открытия, узнаваемые пейзажи и архитектурные формы.

Украине бесперспективно тягаться со странами по этим критериям, а с грузом войны и количеством неквалифицированной силы за границей, лучшее, на что можно надеяться, это на «держитесь там». Такая перспектива меня совсем не устраивала, и мозг в полноприводном режиме начал искать решение.

Следовательно, цель — сформировать образ Украины «на уровне». «На уровне» значит конструировать образ той страны, какой она хочет быть, но это должно резонировать с реальным ходом событий и быть правдивым. Также нужно учитывать, что делаем мы презентацию для подростков 13−15 лет. Еще нужно иметь в виду, что будут другие страны-стенды из славянской языковой группы, с кириллицей и схожей культурой, поэтому важно не слиться с ними, найти какие-то свои уникальные фишки, которые запомнятся и останутся в памяти как уникальная ассоциация «это — Украина».

Сложность и, в то же время, интерес творческого процесса заключались в том, что Украина только формирует свой современный бренд: еще нет устойчивого визуального и, тем более, содержательного материала, который можно было бы использовать. А то, что имеет — шаровары и вареники, женщины в веночках или мужчины в картузах с трембитами, — неэстетичное, устаревшее, соответствующее развитию стран XIX века, сделанное для очень неприхотливого потребителя без современного образования. Если страна хочет быть на равных с другими, она должна держаться соответственно, понимать ценности и глобальные тренды, иначе категория «развивающаяся страна» будет ее перманентным описанием.

Во многом все эти визуальные формы, которые таким пышным цветом цветут в отечественных учебниках украинского языка и литературы, до сих пор встречаются в оформлении школ и детсадов, постеров и праздников «украинскости» — это продукт советской системы, когда пили водку и ели сало. Идентичность простая, понятная и четкая: украинцы — крестьяне, что подчеркивается скотиной вокруг и глиняными горшками на плетне. И все бы хорошо, крестьяне как категория — часть исторического процесса, но создавался этот ригидный исторический образ так, чтобы желания с ним ассоциироваться не возникало. Они такие, немного бестолковые, немного глуповатые, простоватые. Чтобы создавалось представление, что украинцы — предыдущая домодерная формация, далекие-далекие предки, которые жили еще где-то среди динозавров. На замену же предлагается проект «советского гражданина», олицетворяющий медианного жителя города, образованного, унифицированного и русскоязычного.

Если Советский Союз использовал репрессивный идеологический ресурс для миллионных изданий и распространения этого образа (и образов таких же простеньких карикатурных «молдаван», «грузин» и т. п.) путем подчинения идеологически-выверенных учебников или организации национальных праздников, то тридцать лет после распада этого чудовища украинская политическая среда и институты образования продолжали использовать все эти клише, устаревшие вульгарные образы и дальше по инерции.

Итак, вернемся к шведским тинейджерам и языку. Цель была рассказать немного об Украине так, чтобы оставить впечатление у шведской молодежи, что эта страна сool: современная, творческая, креативная. Туда интересно поехать потусить. Язык — хороший повод.

Начинаю с поиска карты Украины, чтобы была красивая иллюстрация и названия городов на латыни. По поиску всплывают только карта военных действий или просто географическая «Карта родного края». Нахожу с симпатичными рисунками, и названиями на латыни, но, какой сюрприз, Крым куда-то исчез. Или на латинице есть, но названия Kiev, а не Kyiv, Lvov, а не Lviv. Нет, такие компромиссы уже изначально не пойдут. В конце концов, нашли приемлемую карту и добавили иллюстраций, чтобы сформировать главный образ: мультикультурная, многонациональная, разная. Горы, моря, самая глубокая станция метро, самая большая пустыня в Европе.

Как заинтересовать молодежь слушать об алфавитах и кириллице и сделать так, чтобы это отделялось от других кириллических алфавитов? Выход — концентрация на уникальности. Мне нравится буква Ї — ее звучание, стильный вид. Такое образное видение привлекает внимание: свитшот с Ї в качестве иллюстрации, почему нет? Включение буквы в повседневный консюмеристский контекст — свитшот, модная одежда, желание быть уникальным.

А какие слова-примеры и диалоги вставлять? Про ежиков и аистов? Или архаичных Ивана и Маричку? Надо что-то, чтобы знакомило с современной страной, чтобы после такой презентации осталось ощущение, что там интересно, а не только война и «зубожиння».

Для этого мы переместились с тинейджерами в Киев и с помощью иллюстраций и моего интерактивного рассказа пошли гуляли по нему. Хорошая погода, идете по Контрактовой площади и видите мурал. Далее примеры современных муралов, среди них действительно много очень стильных произведений современного искусства. Все сопровождается примерами слов и букв, потому что не забываем, что тема — язык.

Гуляя по городу, устали, зашли на «бранч» и решили попробовать борщ. Это блюдо нужно включать в современный контекст, для этого подойдут «модные» направления и сленг: «хипстерское блюдо» — потому что это «хелси фуд», может быть «веган» и «веджетериан». Борщ круто смотрится, а еще и супер полезен. Заканчиваю описание интересными фактами: традиционно вместо томатов добавляли вишню и смородину. Как вам такие вкусовые сочетания?

Здесь задействовано и пространственное воображение, и рецепторы вкуса, и неожиданные впечатления, и актуальные тренды. Разговор на равных и на современном языке.

В таком духе прошла наша прогулка по стране и ее алфавиту. Спутают ли ее участники Украину с другими странами — вряд ли. Осталось ли здесь что-нибудь от постсоветского образа?

Описание этого небольшого события полезно тем, что на примерах показывает, как работать с осовремениванием представления о себе как о стране, и на какие аналогии можно ориентироваться. Это может быть полезно для политических институтов, которые должны продуцировать эти новые смыслы. Потому что у Украины есть только один выбор — становиться современной, сильной и разумной страной, а это требует понимания проблемы, новых методов и последовательной работы.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X