Незабываемый опыт. Что спасет культуру Украины

10 сентября 2021, 19:53

Разве поддержка культуры — не самый простой и эффективный путь к обретению себя?

Каждый раз, когда я во Львове, сама или с детьми, мы соблюдаем традицию — идем в Музей скульптуры Пинзеля. Еще с тех пор как он был просто собранием работ скульптора в стенах храма. Уже тогда это было нечто невероятное по атмосфере. Ведь само только здание, Таможенная площадь — здесь вес архитектуры и наполнения. Но с тех пор, как Павел Гудимов организовал во Львове выставку Ангелы, стены бывшего костела кларисок не только окрасились в крутейший серо-голубой оттенок, но и обрели современное прочтение. Когда лаконичность форм и освещения подчеркивает великолепие произведений искусства. Чувствуете?

Видео дня

Словом, Музей превратился в совершенно уникальное место, где, несмотря на ограниченность экспозиции или компактность пространства, всегда получаешь что-то новое. Позволю себе патетичность и выскажу свою оценку, но как по мне — Пинзель действительно украинский Микеланджело. Его работы видели Мистецький Арсенал и даже Лувр. Те же самые работы, которые три века назад были фактически разбросаны по окрестностям. Большинство деревянных скульптур тлело, было выброшено в реку, некоторыми разжигали печи… Стоит ли удивляться, что до наших дней уцелели лишь счастливчики? Но какой это должен быть символ, мощный символ истинного искусства, когда наконец череда работ пережила все. Благодаря неравнодушным: простым людям когда-то и отнюдь не простому господину Возницкому, директору Львовской галереи искусств не так давно, — обломки сложились вместе, воплотились в единство и даже кочуют по миру в виде экспозиции.

С той сотрудницей Музея мы словно разделили одну боль на двоих

И вот, собственно, история. Львов. Середина августа. После обеда отправляюсь знакомым маршрутом «к Пинзелю». Прохожу высокие двери, кассу, спешу в зал. Здесь переживаю свои лучшие погружения и где-то краем сознания отмечаю: «Что-то людей сегодня мало, а ведь четверг. Странно!» — говорит работница музея охраннику. Я эту фразу прекрасно слышу, ведь упорно пытаюсь сфотографировать экспозицию симметрично, то есть с срединной линии, где и разговаривают работники. Делаю свои снимки, на выходе замечаю гипсовый слепок с работы Пинзеля, которую раньше на видела. Рада открытию, делаю крупный план руки, которая тут такая щемящая, изящная, острая и мягкая одновременно. Наполненная выхожу в холл, где кассы. Тут в двери заходят туристки. Две женщины. К ним вежливо обращается работница зала, которая может при случае провести экскурсию. Говорит про входной билет за 50 гривен, про готовность выступить гидом. А дамы вместо этого молча разворачиваются.

— Сходите, не пожалеете! Выставка того стоит, — вдогонку бросаю им я. Убедительно, небезразлично, как всегда.

— Мы как-то сами решим, что стоит…

Женщины выходят за дверь. Я стою вполоборота к работнице Музея. И она говорит:

— Это еще что? Мне как-то один мужчина заявил, что 50 гривен — это слишком! Вон в Европе у него все бесплатно!

Тут во мне закипает кровь, я разворачиваюсь к женщине всем корпусом и провожу в воздухе рукой.

— А вот такому не верьте! Никогда. Таким мужчинам смело говорите, что они выдумщики. Нигде в Европе мы не ходили бесплатно по музеям. И цен, если уж на то пошло, ниже 5 евро там не бывает. А обычно 10 и больше! И дело в понимании ценности! Никто бы и не подумал там считать, когда есть такие произведения. Это нормальное отношение и привычка!

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В тот момент я почувствовала себя будто в театре, ведь мне в целом не свойственен подобный праведный гнев. Но с той сотрудницей музея мы словно разделили одну боль на двоих. Они, работницы, здесь, кстати, всегда такие красивые. Одеты в мантии, торжественные. Такие вежливые, что еще поучиться.

И вот я выхожу из Музея с гулом крови в ушах. И, шагая по опрятной Таможенной площади, ловлю себя на таком ощущении жалости — к Пинзелю, которого уже сколько лет нет. Работы которого такое пережили, что сейчас должны были бы служить чуть ли не чудотворными иконами. К людям, которые не хотят учиться.

Сейчас, когда столько разговоров о национальной идентичности, национальной идее и всех возможных политических курсах, когда сами определения подвергаются критике и толкованию, разве простое делание — поддержка культуры, тех ее очагов, ее объектов, где тебе и классическая музыка, и украинский модернизм и, да-да, украинское печатное слово, — разве это не самый простой и самый эффективный путь к обретению себя? Себя идентифицированного (не для налоговой) во времени и пространстве. А может, я просто наивна и не понимаю преимуществ лишней чашки кофе по сравнению с шансом получить незабываемый опыт? Свой опыт! Однако такой, который минуя эгоизм, способен поддержать целое явление. Хотя бы украинскую культуру. А вдруг и национальную идею в целом?

Кто знает. Пока не заплатишь 50 гривен, не выяснишь.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X