Удивительная способность. Как окружающие нас люди влияют на наш мозг, — лектор TED

19 октября 2019, 12:47

Ученый-когнитивист Сабин Добель в своем выступлении на TED рассказывает о факторах, влияющих на работу исполнительной функции мозга, и о том, как, используя эту функцию, избавиться от вредных привычек и достичь поставленных целей

Перевод Анны Пекот для TED

Должна вам кое в чем признаться. Водить машину я научилась совсем недавно. Далось мне это с большим трудом, что вовсе не связано со старением мозга. Помните, как вы сами учились вождению? Как обдуманно и взвешенно вы принимали каждое решение? От умственного напряжения я возвращалась с занятий совершенно вымотанная. Как ученый-когнитивист я знаю, что причиной тому было активное использование того, что мы называем исполнительной функцией головного мозга.

Видео дня

Исполнительная функция мозга — это удивительная способность сознательно контролировать наши мысли, эмоции и действия для достижения поставленных целей, например, научиться водить машину. Мы задействуем эту функцию, когда хотим расстаться с вредной привычкой, сдержать импульсивный порыв или построить планы на будущее. Но особенно ясно мы осознаем важность этой функции, когда она дает сбой. Например, случалось ли вам непреднамеренно налить апельсиновый сок в хлопья? Или, просматривая новости в Фейсбуке, внезапно осознать, что вы пропустили совещание? Или, может, этот пример покажется вам знакомым: по дороге домой вы собирались заехать в магазин и вдруг, очутившись дома, осознали, что проехали мимо на автопилоте? Такое случается с каждым. Обычно мы называем это рассеянностью, но на самом деле это свидетельствует о сбое исполнительной функции мозга.

Измените контекст

Итак, исполнительная функция помогает нам во всех аспектах повседневной жизни. И за последние 30 лет ученые установили, что эта функция позволяет многое спрогнозировать как у детей, так и у взрослых: социальные навыки, академическую успеваемость, психическое и физическое здоровье, способности зарабатывать и копить деньги, а также соблюдать закон. Здорово ведь, да? Поэтому неудивительно, что ряд ученых, включая меня, хотели бы лучше понять эту функцию и сделать ее более эффективной.

Не так давно эта функция стала модным словечком в индустрии саморазвития. Люди полагают, что могут улучшить ее с помощью специальных приложений на телефоне, компьютерных игр или тренируя эту функцию каким-то особым образом, например, игрой в шахматы. Ученые же пытаются поднатаскать эту функцию в лабораторных условиях в надежде улучшить ее и многое другое, связанное с работой мозга, в том числе интеллект.

К сожалению, вынуждена сообщить вам, что все эти попытки ни к чему не приведут. Тренировка мозга не улучшит исполнительную функцию в широком смысле, потому что эти упражнения развивают ее узконаправленно, вне контекста реальных ситуаций, в которых она используется. То есть, освоив приложение по развитию этой функции на телефоне, вы не перестанете заливать хлопья соком дважды в неделю.

Если вы хотите улучшить свою исполнительную функцию так, чтобы это нашло отражение в вашей жизни, вам необходимо понять, как на нее влияет контекст.

Позвольте пояснить, что я имею в виду. У себя в лаборатории мы проводим отличный тест для измерения уровня развития исполнительной функции у детей, он называется «сортировка карточек с изменением измерения». При выполнении этого упражнения дети сортируют карточки по какому-то принципу, например, по форме, пока они к этому не привыкнут. Затем их просят отсортировать те же самые карточки, но по другому принципу, например, по цвету. Самым юным участникам такое упражнение дается с трудом. Дети трех-четырех лет обычно не могут сразу изменить принцип сортировки, не важно, сколько раз им напоминают, что пора переключиться. <…>

Это очень убедительный эксперимент, здесь очевидно, когда исполнительная функция ребенка дает сбой. Но вот что интересно: можно обучить ребенка выполнять это и другие подобные задания, и в конце концов у него начнет получаться. Но означает ли это, что исполнительная функция ребенка улучшится за пределами лаборатории? Нет, потому что в реальной жизни ему придется использовать эту функцию для выполнения множества иных задач, нежели переключение с цвета на форму. Например, делать умножение после сложения, поиграв, убрать игрушки или же думать не только о себе, но и о своих друзьях. А успех в реальной жизни зависит от мотивации человека и действий его окружения. И еще он зависит от стратегий, которых вы придерживаетесь при использовании исполнительной функции в той или иной ситуации. Я хочу сказать, что контекст очень важен.

И сейчас я приведу вам пример из своего исследования. Недавно я провела с группой детей классический «зефирный эксперимент» по изучению отсроченного вознаграждения. В этом эксперименте широко используется исполнительная функция. Возможно, вы уже слышали об этом эксперименте. Если вкратце, дети должны выбрать: получить один кусочек сладости маршмэллоу сразу либо, дождавшись, пока я схожу в другую комнату за добавкой, получить сразу два кусочка. Большинство детей очень хочет получить второй кусочек, но возникает вопрос: сколько они готовы ждать?

И я решила немного изменить условия, чтобы изучить роль контекста. Каждому ребенку я сказала, что он входит в состав команды, например, зеленой команды, и даже предложила надеть зеленую футболку. И пояснила: «Твои товарищи по команде решили дождаться двух кусочков маршмэллоу, а члены другой, оранжевой, команды предпочли не ждать». Или наоборот: «Ребята из твоей команды не стали ждать второй кусочек маршмэллоу, а ребята из другой команды дождались». И я оставляла ребенка в кабинете одного, а сама наблюдала по веб-камере, сколько он был готов ждать.

И вот что я обнаружила: те дети, которые полагали, что члены их команды дождались двух кусочков маршмэллоу, сами были более склонны ждать. То есть на них оказывали влияние другие дети, с которыми они даже не были знакомы.

Поразительно, правда? Но даже тогда я не была уверена: дети копировали товарищей по команде или здесь крылось нечто большее. Тогда я увеличила число участников и после эксперимента с маршмэллоу показала им фотографию двух детей, прокомментировав: «Один из этих мальчиков предпочитает получать все сразу, например, печенье или наклейки. А другой предпочитает ждать, чтобы получить больше всего». А затем я спросила их: «Кто из этих ребят вам больше нравится и с кем бы вы хотели поиграть?». Таким образом я выяснила, что участники, которые полагали, что члены их команды ждали, предпочитали играть с теми детьми, которые также предпочитали ждать. То есть зная, как поступала их команда, ребята начинали больше ценить терпение. И это еще не все. Эти дети были склонны задействовать исполнительную функцию для выработки стратегии, помогавшей скоротать время. Кто-то садился на руки, кто-то отводил взгляд от маршмэллоу, а кто-то пел песни, чтобы отвлечься.

Таким образом, мы видим, что контекст имеет большое значение. Дело не в том, что у кого-то исполнительная функция развита лучше, у кого-то — хуже. А в том, что эффективно ее задействовать многим помог контекст.

Так какие же выводы для вас и ваших детей можно из этого сделать? Скажем, вы хотите выучить испанский язык. Измените контекст, окружив себя людьми, которые, как и вы, хотели бы выучить язык, или еще лучше — пусть это будут люди, которые вам импонируют. В этом случае у вас будет больше мотивации задействовать исполнительную функцию. Или, предположим, вы хотите помочь своему ребенку с домашним заданием по математике. Обучите его стратегиям использования исполнительной функции конкретно в данном контексте, как, например, отложить телефон перед началом домашней работы или пообещать себе какое-то вознаграждение после часа работы.

Я не утверждаю, что контекст определяет все. Исполнительная функция очень многогранна и зависит от множества факторов. Но я хочу, чтобы вы запомнили: если вы стремитесь улучшить работу исполнительной функции мозга в какой-то сфере вашей жизни, не ищите легких решений. Подумайте о контексте и о том, как сделать ваши цели более значимыми для вас, о том, к какой стратегии вы могли бы прибегнуть, чтобы справиться с данной конкретной ситуацией. Я думаю, древние греки выразили эту мысль как нельзя лучше: «Познай самого себя». И важной частью этого является знание, как контекст определяет ваше поведение и как вы можете воспользоваться этим знанием, чтобы измениться к лучшему.

Полную версию можно найти на TED

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо НВ
X