Это наше будущее. К чему готовиться родителям и детям в новом учебном году

28 июля 2020, 22:55

Школа может стать местом, где разрабатываются индивидуальные образовательные решения

Все давно ждали изменений в системе образования, и пандемия ускорила трансформацию, пошатнув основы всего привычного и устоявшегося.

Школам и университетам пришлось буквально за неделю полностью перестраивать свою работу — беспрецедентный кейс. Впрочем, этот шаг был скорее ответом на случившееся, чем революцией. Если представить, что карантин будет всегда, то становится очевидным: онлайн-обучение в нынешнем виде не может существовать. Ведь никаких новых инструментов не появилось, учебные заведения просто перенесли обычные уроки в онлайн-режим, от чего страдали все участники процесса — и учителя, и дети, и родители.

Видео дня

Но то, что случилось, подводит нас к идеям, в которых и будет состоять суть образовательной революции.

То, что случается вне уроков, играет огромную роль в развитии ребенка

Первое — переосмысление того, зачем вообще нужна школа, что там должно происходить, и какую роль учеба ребенка играет в жизни всей семьи.

Второе — инструменты получения знаний. Мы привыкли потреблять знания от учителя, который стоит перед нами и делится известной только ему информацией. Но в момент, когда мы перешли в онлайн, стало ясно, что получать знания можно в любом месте и с учителем из любой точки мира. В то же время мы увидели, что у детей не развит навык самообучения. Они привыкли, что им что-то расскажут, а они выполнят домашнее задание и напишут контрольную. Нет системы, в которой ребенок сам бы искал информацию, а затем обсуждал ее с учителем или родителями.

Для чего нужна школа

Возвращаясь к вопросу о смысле и роли школы в жизни семьи, можно сказать, что здесь появилось немало инсайтов как у родителей, так и у тех, кто предоставляет образовательные услуги.

Офлайн, перенесенный в онлайн, оказался не очень эффективным. Некоторым детям такое обучение совсем не подходило, малышам было особенно трудно. А родители ожидали обычной занятости детей даже в удаленном режиме. Они привыкли отвозить ребенка в школу утром и забирать вечером, поэтому хотели, чтобы дети сидели перед экранами компьютеров по 5−7 часов, слушали уроки и не мешали. Однако вместо этого взрослые столкнулись с абсолютно новой для себя ролью, где они должны становиться партнерами школы, а не просто заказчиками услуг. Это один из главных инсайтов: партнерство родителей и школы — это наше будущее. Школа — не ресторан, в котором по меню выдают заказы. Наоборот, она может стать местом, где разрабатываются индивидуальные образовательные решения для семей и детей в соответствии с их потребностями в данный момент.

Еще одним осознанием стало то, что школа — это не только место для передачи знаний. То, что случается вне уроков, играет огромную роль в развитии и воспитании ребенка. Особенно в новых альтернативных школах, где этому уделяют особое внимание, где детей учат коммуницировать, выступать медиаторами в конфликтах, где есть масса проектных работ, йога, медитация. Именно эту часть пока невозможно воссоздать онлайн.

С другой стороны, родители поняли, что когда передача знаний происходит в формате онлайн-уроков, они могут организовать это и самостоятельно, в любой точке мира. Для этого совсем не обязательно нужна школа со стенами.

Инструменты получения знаний

Но рано или поздно школы начнут вновь открываться, и пока каждая страна готовит регламенты — как будет соблюдаться социальная дистанция, как будут организованы дополнительные меры безопасности и так далее.

При этом все мировое образовательное сообщество размышляет о том, не станет ли отход от привычного порядка шансом совершить революцию и в методах обучения детей. Тут многое зависит от учителей. Перед ними стоят наибольшие вызовы — они должны соблюдать меры предосторожности и параллельно думать о новых подходах в обучении.

Сегодня существует множество теорий и предположений — что и как должно измениться в образовании.

Возможно, пришло время пробовать новые подходы и организовывать смешанное обучение — онлайн и офлайн. Если мы постепенно будем отказываться от нынешнего формата школ, то в будущем эти здания могут стать коворкингами, где одновременно сможет находиться несколько учебных заведений или других институций. Инфраструктуру школы сможет использовать, например, и город. В мире уже есть примеры подобной интеграции учебных заведений в местные комьюнити и сообщества.

Нам всем хочется вернуть то, что было раньше. Но возможно, эта пауза, особенно в образовательной сфере, была необходима. Я очень надеюсь, что революция в образовании состоится, и мы наконец-то попрощаемся с холодными аудиториями, в которых дети сдают экзамены, не понимая, зачем это им.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X