Болезнь ума. О чем говорит склонность к конспирологии

Андрей Беловешкин: «Теории заговора обычно включают „полный пакет“» (Фото:fatumreputo.com)
Как наркотик заменяет собой реальный мир, так и теории заговора отсекают от восприятия окружающей действительности
Правило айсберга: у айсберга около 90% объема находится под водой, и лишь 10% — над водой. Зачастую, зная общие правила, вы можете на основе довольно небольшого количества информации понимать больше и предсказывать поведение.
В целом, здоровые физически и психологически люди похожи, а вот люди с заболеваниями отличаются очень сильно. Та же инсулинорезистентность может быть выражена в виде диабета, проявляться как тяжелое акне или в виде синдрома поликистозных яичников. С мозгом то же самое — если возникает одна разновидность зависимости, человек с куда большей вероятностью переключается и на другие типы зависимости.
То же самое и с конспирологией — одно мнение или комментарий, высказанные человеком, открывают глубины его конспирологического ума. Высказанная конспирологическая теория редко бывает случайностью — она, как правило, сосуществует со множеством других конспирологических теорий в одной голове и никогда не бывает в одиночестве. Поэтому даже по короткому замечанию вы можете понять, что человек поддерживает и другие теории заговора.
Склонность к конспирологии не связана с уровнем образования
«Острый конспирозис» — это не просто забавные комментарии, это настоящая болезнь ума, склонная к прогрессированию и ухудшению течения. И излечимость ее не выше, чем в лечении зависимостей. Как наркотик заменяет собой реальный мир, так и теории заговора овладевают умом, отсекая человека от восприятия окружающего.
Ученые установили две оси, которые помогают предсказать, какие конспирологические теории разделяет человек: первая — это его идеологическая идентичность, а вторая — психические особенности (нарциссизм, маккиавеллизм, психопатия, садизм или одобрение насилия, паранойя), связанные с глубоким недоверием. При этом различные теории заговоров тесно коррелируют друг с другом. Так, сильная корреляция между антивакцинаторами — антиВИЧ-биооружие — 5G. В то же время, люди, разумно и рационально относящиеся к прививкам, образуют кластер, практически не пересекающийся с остальными.
Любопытно, что склонность к конспирологии не связана с социальным статусом и уровнем образования или дохода. Например, в РФ процент верящих в мировое правительство и антироссийский заговор выше у более образованных и более состоятельных. Те, кто разделяет эту конспирологическую теорию, связанную с осью идентичности, склонны поддерживать войну. Также известно, что высокий уровень образования повышает склонность к медицинским теориям заговора.
Другой пример — как теории заговора могут поражать даже видных ученых, например, экономиста Джеффри Сакса. Он находится на другой оси, связанной с недоверием, паранойей и темной триадой. Этот механизм включает ненависть к государственным институтам своей страны и поддержку всех ее соперников — так он одновременно заявляет, что ковид разработали в биолаборатории США, что Северные потоки взорвали США, что США — это иерархическое расистское общество господства белых. И одновременно одобряет войну, обвиняя в ней не Россию, а НАТО, полностью поддерживает Китай, отрицает концлагеря для уйгуров — в общем, целый стандартный набор.

Важно понимать, что теории заговора обычно включают «полный пакет»: как правило, верующий в одну теорию объясняет заговорами и другое. Удивительно, что такие люди способны одновременно верить во взаимоисключающие теории заговора.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь