Современные дети. Какие они и что им нужно от взрослых?

1 ноября 2018, 19:43

Взрослые часто не понимают, насколько иное мышление у их детей и как с ними работать

И снова о детях, образовании и будущем. Тема вечная, потому что все мы немного эксперты, немного футурологи, а главное – родители, а это уже гарантированное право говорить о наболевшем.

Видео дня

Действительно ли с нашими детьми то не так? Действительно ли они совсем другие?

Интриги не будет – они другие, но с ними все ок. Да, они свободны во взглядах и действиях, для них не существует аксиом и почти не существует авторитетов. Они антиальтруисты и очень личностно ориентированные на себя и на свои нужды, у них потребительское отношение к окружающему миру и практически ориентированное восприятие. Но кто сказал, что это плохо? У них много вопросов – и это замечательно. Если есть вопросы, то надо искать ответ. Поэтому они обращаются к учителю или тьютору, маме или папе, любому взрослому, сверяя при этом варианты ответов со спасительным гуглом. Не устраивает ответ – продолжаем искать варианты решения, это стало аксиомой.

Сегодня разрыв между поколениями стал поразительно заметным. Между родителями и детьми большой технологический и интеллектуальный скачок. Дети смело мечтают и живут будущим, а мы, взрослые, стараемся учить и давать ориентиры из прошлого. И делать это понятными и традиционными для нас способами становится все труднее и все ненужнее.

Сложно, даже невозможно, объяснить бабушке или дедушке, что на 3D принтере без труда восстанавливают раздробленную в аварии кость ноги, в специальных программах ищут ошибки ДНК ряда, операции на плоде проводят еще в утробе матери, человек-робот получает гражданство одной из стран и вообще, кто это тот SIRI?

– Бабушка, это же элементарно, как ты можешь этого не знать! – звучит так часто и так искренне.

Современным детям приходится все ставить под сомнение, искать подтверждения, наблюдать

Дети осведомленніе, информированніе и критически мыслят. Формат получения новых знаний "Google все знает" и активной жизни online уменьшил у детей потребность уметь запоминать. Они высокочувствительны к визуальным образам и мыслят клипово.

«Мам, зачем это запоминать, ну объясни? Все же можно посмотреть, все всегда есть в телефоне, я это знаю или знаю где найти, когда понадобится. И, вообще, скоро будут таблетки со знаниями, или очки, в которых на запрос выводится информация, или еще что-то. Ну или я сам их придумаю, это точно проще, чем запомнить эту таблицу Менделеева», – это не очень фантастический монолог, правда?

Кстати, этот текст тоже разделен на четкие небольшие разделы, заголовки, важные мысли выделены специальным шрифтом, предложения короткие и понятные. В противном случае, вероятность того, что вы дочитаете этот текст до конца, вообще начнете читать – очень небольшая.

Сегодня, как никогда, трудно или даже просто невозможно отличить между собой факт, мысль, домысел, впечатление, откровенную ложь. В отличие от предыдущего поколения, которое получало любую информацию, как доказанный факт, современным детям приходится все ставить под сомнение, искать подтверждения, наблюдать. Резко возросла необходимость уметь думать, выбирать важное, анализировать. И делать это преимущественно самостоятельно, так как уровень коммуникативных и коллаборационных навыков, как правило, невысок.

– Папа, все просто, информация – это то, о чем проинформированы люди. Это же написала моя учительница в Facebook, и там 342 лайка! Как минимум столько людей ей поверили. Ну как это может быть неправдой?

Дети внимательны и одновременно очень сфокусированы. Именно поэтому сочетание общения с детьми, работа учителя, воспитание родителями превращаются в театр, квест, последовательность wow-эффектов для того, чтобы выдернуть внимание ребенка из информативного, визуального, сенсорного потока. Чтобы урок прошел эффективно и внимание ребенка младшей школы было максимально сконцентрированным, учителю за урок лучше сменить 3-4 методики подачи материала: прервать урок на 2-3 движа, показать видео на тему и творческим способом закрепить материал. А еще замечательно поработать над темой в командах и представить полученный результат. Детям, справившимся с заданиями быстрее, лучше предложить дополнительный вызов, чтобы не заскучали и не потеряли темп и мотивацию познавать. Согласитесь, это требует мастерства и навыков, а главное – четкого ощущения и понимания детей.

В этом процессе очень важно преодолеть недоверие родителей и часто связанное с этим недоверие детей к школе и образованияю вообще. Перестроиться из конфликта и противостояния на сотрудничество. Поверить, что школа меняется.

Учителя-лидеры рано или поздно заменят учителей-исполнителей. Будет заимствована и адаптирована мировая практика поощрения и ответственности в образовании как для детей, так и для родителей и учителей – эти изменения уже в процессе. Во многих учебных заведениях реализуется система развития таких компетенций: коммуникация, коллаборация, креативное и критическое мышление и исследовательское.

Происходит переход от образования, построенный на трех основных учебных действиях (чтении, арифметике и письме) – к образованию, развивающему и объединяющему критическое мышление и умение решать проблемы, творчество и инновационность, сотрудничество и лидерство, социальные навыки и межкультурное взаимопонимание, коммуникацию и грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий, карьерные и жизненные навыки. Почему это важно? Это дает возможность реализовать международный образовательный тренд – построение разумной школы.

Школа должна стать креативной и вариативной. Множество идей, способов решения поставленных задач, понимание, что нет безвыходных ситуаций, все можно превратить во что-то, а что-то превратить в лучшее решение. Такие умения у современных детей ярко заметны, и они их с удовольствием развивают. Потому что знают, что именно им придется искать альтернативу всему, что предыдущие поколения неразумно уничтожили или исчерпали. Это им хочется побывать там, куда мы не дошли, не доехали, не долетели и недомечтали.

Обучение в течение жизни – это та черта, которой необходимо научить и которую следует сохранить нашим детям, как потребность есть, спать или дышать. Научить учиться. Только через практическое освоение знаний, анализ ошибок и на перекрестке всех дорог найдутся новые решения. И учитель первым должен стать частью нового решения. Поэтому учитель должен быть ответственным и готовым постоянно учиться и совершенствоваться, демонстрировать честность и справедливость в отношениях с учениками и родителями. Да, очень непросто. Но именно такой запрос к обучению в школе должен стоять сегодня перед учителем.

Современному подрастающему поколению открыто множество возможностей, но, самое интересное, что все они совершенно неизвестны и измеряются лишь величиной их мечты. Поэтому доверять своим детям, мечтать вместе с ними, любить именно такими, какие они есть, общаться качественно, а не формально, слушать и слышать, позволять ошибаться, принимать решения и нести за них ответственность – такой запрос стоит ставить самим себе.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X