Сокращения и рекорды. Как эпидемия COVID-19 повлияла на арт-рынок

2 октября 2020, 20:43

Несмотря на пандемию, коллекционеры продолжили пополнять свои собрания произведений искусства

На днях Art Basel, одна из самых больших художественных ярмарок в мире, и глобальная финансовая компания UBS опубликовали совместное исследование под названием Влияние COVID-19 на галерейный сектор. Из-за пандемии продажи мировых галерей современного искусства упали на 36%. В опросе приняли участие 795 галерей з 60 стран.

Видео дня

Более 90% галерей было вынуждено закрыть свои выставочные помещения в первом полугодии 2020 года.

В начале этого года было запланировано такое же количество выставок, что и в 2019 году, но почти половина из них была отменена из-за пандемии COVID-19.

Например, Венецианскую биеннале перенесли на 2022. Перенесли и Expo Chicago, и Sydney Contemporary, и биеннале Whitney Museum в Нью-Йорке, и множество других выставок.

Каждая третья галерея урезала штат

Также на продажи очень повлияла отмена международных ярмарок, таких как Art Basel Hong Kong, Art Basel Basel, Art Basel Miami, Frieze New York и Freize London. В результате продажи галерей через этот канал сократились с 46% в 2019 году до 16% в первой половине 2020 года. Арт-ярмарки, как и многие другие мероприятия, перешли в онлайн-формат — для просмотра были доступны виртуальные комнаты. На украинском национальном рынке перешла в онлайн и Kyiv Art Week.

Еще один печальный факт: галереям приходится сокращать своих сотрудников. Согласно отчету, во время пандемии каждая третья галерея урезала штат, уволив в среднем по четыре работника.

А наиболее распространенными формами поддержки во время COVID-19, к которым, по сообщениям галерей, они обращались, были гранты, субсидии или другие средства, предоставляемые правительствами.

Рост онлайн-продаж

Международные коллекционеры не могут посещать ярмарки и выставки — следовательно, вырос спрос на онлайн-продажи. В 2019 году они занимали только 10% от общих продаж, а в первой половине 2020 года выросли до 37%, то есть почти в четыре раза.

Например, несмотря на пандемию коронавируса, 21 апреля аукционный дом Sotheby’s провел крупнейший в истории онлайн-аукцион произведений искусства. Продажа произведений таких художников, как Энди Уорхол и Дэмиен Херст, принесла более $6,4 млн — новый онлайн-рекорд для аукционного дома. Самой дорогой из проданных в этот день работ стала картина американского художника Джорджа Кондо Antipodal Reunion: ее приобрел неизвестный участник торгов за $1,3 млн.

А всего три недели спустя аукционный дом удвоил рекорд — $13,7 млн принесли онлайн-торги, которые состоялись 14 мая. Самый дорогим лотом в этот день стала работа Кристофера Вула Без названия, проданная за $1,2 млн.

Джордж Кондо, Antipodal Reunion (Фото: sothebys.com)
Джордж Кондо, Antipodal Reunion / Фото: sothebys.com

Коллекционеры

Авторы исследования также проанализировали потребительские привычки 360 международных коллекционеров искусства.

В 2020 году коллекционеры, как и большинство из нас, сосредоточили свое внимание в первую очередь на вопросах здоровья и безопасности, а также социальных и финансовых проблемах. Однако некоторые из них продолжают поддерживать искусство и помогают выживать галереям, художникам и музеям во время кризиса.

Оказалось, что, несмотря на пандемию, 92% опрошенных коллекционеров приобрели произведения искусства в 2020 году. Большинство из них (56%) потратило на эти покупки более $100 тыс. за последние шесть месяцев, в том числе 16% потратили более $1 млн.

Респонденты приобретали изобразительное искусство (77%), декоративное искусство (71%), и антиквариат (58%). Среднее количество закупленных работ в первой половине 2020 года составило четыре против шести за полный год в 2019 году.

Исследование также показало, что, хотя большинство коллекционеров планирует продолжать приобретать предметы искусства в уже знакомых галереях, 14% активно искали новые площадки.

К слову, больше трети коллекционеров использовало те самые онлайн-залы художественных ярмарок, а также сторонние онлайн-платформы для покупки произведений искусства в 2020 году. Чаще всего сделки совершались через веб-сайты галерей или по электронной почте (44%), кроме того, около трети коллекционеров использовали для покупки произведений искусства Instagram.

Кристофер Вул, Без названия (Фото: sothebys.com)
Кристофер Вул, Без названия / Фото: sothebys.com

Онлайн или офлайн

Пандемия COVID-19 отрицательно сказалась на продажах в секторе искусства и в ближайшее время негативное влияние продолжится. Галереи — одна из наиболее уязвимых для этой пандемии отраслей, поскольку они очень зависят от личного контакта, событий и путешествий. Спасательным кругом для них в первой половине этого года стали онлайн-продажи. В какой степени рынок будет оставаться в сети, когда кризис стихнет — открытый вопрос, но исследование показывает, что многие галереи планируют продолжать онлайн-продажи даже после пандемии.

Многие считают, что рынок искусства значительно отставал с точки зрения внедрения онлайн-инструментов и стратегий. При этом опросы и собранные данные показали, что большинство участников сомневается в том, что арт-рынок когда-либо полностью перейдет в онлайн-режим или даже приблизится к этому переходу.

Большинство коллекционеров с нетерпением ждет возвращения в офлайн: 82% по-прежнему активно планируют посещать выставки, художественные ярмарки и мероприятия в следующие 12 месяцев, причем 57% надеются посетить эти мероприятия как в местном масштабе, так и за рубежом.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X