Тест на лидерство. Что делать, когда сотрудник допускает ошибку

1 сентября, 20:43
Светлана Павелецкая: «Важно быть открытыми и честными друг с другом» (Фото:photographee.eu/Depositphotos)

Светлана Павелецкая: «Важно быть открытыми и честными друг с другом» (Фото:photographee.eu/Depositphotos)

Сохранить эмоциональную трезвость в общении с командой — задача номер один для менеджера

Война — это сложно, ужасно и совершенно непонятно. Законы военного времени устанавливают новые условия общения с партнерами, клиентами и командой. Финансовая нестабильность, шаткость планов, отсрочка запуска проектов, волонтерство, социальные инициативы… Команда из единой группы с общими целями и большой идеей превращается в независимые единицы, хаотично разбросанные по городам, странам и континентам. Ответственность за самоорганизацию лежит полностью на каждом из них, и руководитель, как «big brother» по антиутопии Орвелла, не сможет в полной мере отслеживать занятость каждого.

Видео дня

Психологи говорят, что в группе люди становятся немного глупее, ведь работает групповая психология. Всегда есть тот, кто подстрахует, пересмотрит, решит, а другим останется просто согласиться с лучшей идеей того самого проактивного сотрудника. Сейчас ответственность каждого выросла в разы. И выросла цена ошибки. Коллективная ответственность не работает. Когда реагировать нужно быстро, не всегда есть возможность и время для коллективного предпруфа.

Но может ли руководитель минимизировать свои требования, учитывая полномасштабное вторжение и все его последствия? Может ли руководитель закрыть глаза на факапы и ошибки, потому что отрицательные новости, стресс и неизвестность? Стать менее требовательным, потому что должна быть какая-нибудь военная этика? Не увольнять за непрофессионализм, чтобы потом не стать героем хейтерского поста с заголовком вроде «Вы должны об этом знать: компания, которая увольняет сотрудников пока в стране война!»?

Такова сейчас дилемма владельцев, руководителей, менеджеров. И для меня тоже. Но идеальных людей нет. И пока вы это читаете, кто-то из вашей команды может быть в шаге от какой-то ошибки: мелкой или большой, ненамеренной или наоборот (кто знает?). Закрывать на эту ошибку глаза или нет? В решении помогает метод пяти последовательных вопросов.

1. Зависит ли решение об ошибке от внешних обстоятельств?

В 2008 году — экономический кризис, в 2013 — Евромайдан, а дальше начало войны на Востоке, в 2020 году — локдаун, сегодня — полномасштабное вторжение. Давайте вспомним весь ваш управленческий опыт за эти годы. Изменялся ли характер ошибок сотрудников на протяжении этих лет? Даже если компании и команды сменились несколько раз за это время. Уверена, что типичные ошибки существенных изменений не претерпели. В подавляющем большинстве. Например, сделали рассылку релиза и забыли о скрытой копии для получателей, не согласовали с клиентом фотографию для публикации, ошиблись в подсчетах при составлении бюджета, перепутали спикеров во время инвента или не справились с техническими возможностями Zoom. Список можно продолжить.

Уволить? Или простить, проговорить и дать возможность научиться на собственной ошибке? Скорее всего вы выберете второй вариант.

Война сделала нас более требовательными

Война сделала нас более требовательными, критичными, прибавила стресса и напряжения. То, что раньше было ОК, сейчас может вызвать недовольство и раздражение. Но сохранить эмоциональную трезвость в общении с командой — задача номер один для менеджера, хоть и со звездочкой.

Поэтому, если ваш ответ на типичные ошибки всегда был «простить», то следует оставаться последовательным в этом и не позволять эмоциональным качелям, если такие случаются, навредить коллективу. Если, конечно, корпоративная культура в вашей компании не «системное увольнение и обновление команды — процветание компании».

Если все не так однозначно, тогда движемся к следующему вопросу.

2. Какова цена ошибки сотрудника?

Руководитель — это, в первую очередь, менеджер, который должен заботиться об эффективности работы компании, статусе находящихся в работе проектов, чтобы иметь возможность финансировать работу команды.

Представим, что сотрудник системно что-то «не увидел», «недопроверил», «недочитал», «недосогласил», «не подумал» и еще что-то «недо». Это что-то «недо» может иметь разные последствия:

1) факап замечаете только вы, успеваете все подкорректировать и ваша репутация в состоянии стабильности;

2) факап видят клиенты/партнеры и мысленно отчисляют ваши репутационные баллы.

И иногда первое может быстро превратиться во второе.

Если до полномасштабного вторжения вы не замечали таких факапов за сотрудником, а цена ошибки существенная, но не критичная, советую не горячиться. Запланируйте встречу (оффлайн или онлайн), но не со словами «нам нужно серьезно поговорить», конечно. Поинтересуйтесь ситуацией в семье, эмоциональным состоянием. Обсудите список обязанностей сотрудника. Рассмотрите вариант их делегирования или временное разделение с кем-либо из коллег. Предложите альтернативу в формате работы. Обсудите продолжительность таких изменений и запланируйте встречу еще раз. Если вы дали все возможности переключиться, восстановить ресурсы, найти то, что должно улучшить производительность, но ничего не изменилось, тогда есть смысл принимать менеджерские решения в интересах компании.

Если вы все еще где-то посредине с решением, на помощь приходят еще несколько дополнительных вопросов.

3. Действительно ли факап, который вы обнаружили, это факап сотрудника?

Идеальных людей не бывает, помните? Команды клиентов и партнеров также состоят из несовершенных людей, у которых есть плохие дни, тоже переживающие стресс, у которых тоже над головами раздаются сирены, а кто-то из знакомых может быть сейчас на фронте. Не все то, что клиенты называют вашей ошибкой или ошибкой команды, действительно ею является. Уверена, каждому из вас знакомы подобные ситуации.

Выслушайте сторону клиента, выслушайте своего сотрудника и, возможно, окажется, что кто-то погорячился, а не нафакапил.

4. Как вы узнали об ошибке?

В работе с командой я всегда декларирую важность быть открытыми и честными друг с другом. Чтобы там ни было. И когда к вам открыто приходят и рассказывают об ошибках — это признак большого доверия и того, что вы работаете с правильными людьми. Иногда сокрытие ошибки или сочинение оправданий причиняют намного больше вреда, чем сама ошибка.

К вам никогда не проходили с просьбой обсудить сложную ситуацию? Тогда пора приложить усилия в построении открытых и доверительных отношений в коллективе.

5. Допускает ли сотрудник систематические ошибки?

Часто руководители не всегда отмечают систематически хорошую работу сотрудников и хвалят ее, однако всегда готовы гиперболизировать одну ошибку. Каждый раз, когда возникает такое желание, вспоминаем об эмоциональной трезвости и оцениваем сознательно ситуацию. Как часто случаются подобные ситуации? Почему это происходит? Какие последствия имеет? Выясняем и возвращаемся к первым двум вопросам.

Время изменилось. Мы живем в период больших возможностей и больших потерь. Есть точно что-то черное и очень многое серого. Сомнения сопровождают нас постоянно, и поэтому мы являемся руководителями, потому что имеем силу, профессионализм и опыт принимать решения, несмотря на сомнения и хаос. Взвешивая все за и против. Ставя на весы интересы и судьбы своих сотрудников и интересы компании. И делать выбор точно будет легче, если основой этого выбора будут ваши принципы и убеждения. Открытые и честные, которые работают не раз или время от времени, а те, с которыми соглашается и разделяет каждый, кто решает стать частью коллектива. И если со временем становится понятно, что с кем-то не по пути, а ошибки — только один из этих симптомов, нет никакого смысла тянуть такого сотрудника дальше.

Можно давать время «прийти в себя», можно быть понимающим, можно подбирать стратегии взаимодействия, чтобы не задеть чувства. Но если человек ничего не делает, чтобы избежать своих ошибок, тогда когда каждая минута и ресурс на счету, нужно действовать более решительно.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X