Пять советов. Как помочь детям вернуться к школьным будням

30 августа, 20:43
Анна Марченко-Коваленко: «Какие бы сложные времена мы ни переживали, в наших силах найти правильные подходы к детям и помочь им» (Фото:pressmaster/Depositphotos)

Анна Марченко-Коваленко: «Какие бы сложные времена мы ни переживали, в наших силах найти правильные подходы к детям и помочь им» (Фото:pressmaster/Depositphotos)

Важно, чтобы родители понимали состояние своих детей и могли своевременно распознать проблемы и оказать необходимую помощь

Новый учебный год в Украине — испытание не только для школьников, но и для их родителей и учителей. Да, делать домашние задания под тревогами и в укрытиях уже знакомая детям практика. Но если онлайн этот процесс легче организовать, то в стенах школ постоянные тревоги могут заставить нервничать и волноваться за свою безопасность. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали состояние своих детей и могли своевременно распознать проблемы и оказать необходимую помощь. А учителя умели находить общий язык с учениками и не критиковали их за чрезмерную тревожность.

Видео дня

Как родителям минимизировать собственные тревоги, когда не знаешь, чего ожидать, и помочь детям? Какие правила психологической самопомощи пригодятся школьникам? Есть несколько советов, которые помогут эффективно подготовиться к новым реалиям.

1. Скооперируйтесь с учителями и администрацией школы

Когда усилия прилагаются со всех сторон, тогда и адаптация к новым условиям проходит более эффективно и менее травматично. В кругу семьи стоит обсудить все доступные формы обучения, поинтересоваться у учителей и директора школы, как меры безопасности будут имплементироваться в учебный процесс. Планируются ли факультативные встречи с психологами или другими специалистами, которые помогут учащимся в сложные периоды и т. д.

Ни в коем случае не запугивайте ребенка, но и не приукрашивайте события.

Обязательно позаботьтесь о безопасности ребенка. Главное — это четкие правила и действия. Что брать, куда идти, кому звонить по телефону во время воздушной тревоги. Если форма обучения очная, проговорите с ребенком, когда нужно будет идти в укрытие, что брать с собой и как себя вести, если ребенок во время сирены оказался в туалете или столовой.

Лучше всего, чтобы родители вместе с учителем и ребенком посетили укрытие школы. Зная все правила и детали, предварительно ознакомившись с убежищем, ребенку будет психологически легче.

2. Прислушивайтесь и следите за настроением ребенка

Каждый ребенок по-разному переживает травмы и адаптацию. Для кого-то опыта окончания предыдущего учебного года достаточно, чтобы безболезненно вернуться в школу. Но некоторые могут испытывать посттравматический синдром, ведь обучение будет наполнено моментами волнения, возможно, сменой места жительства, школы, друзей. Поэтому для приспособления к новым обстоятельствам придется пройти период адаптации. Очень важно, чтобы в этот процесс были вовлечены и родители, и учителя.

Ни в коем случае не запугивайте ребенка, но и не приукрашивайте события. Если ребенок возраста начальных классов, можно разрешить взять с собой небольшую вещь или игрушку из дома. Предварительно поиграв с ней: «Давай превратим эту вещь в волшебную, и она будет твоим оберегом. Но на уроках она не должна тебя отвлекать».

Конечно, самая большая ответственность лежит на родителях. Потому что немало факторов зависит именно от того, какое эмоциональное состояние у них преобладает. Дети оценивают мир и его безопасность в зависимости от того, какое состояние транслируют мама или папа.

Учитывайте также, что из-за условий повышенного стресса поведение школьников может отличаться от обычного. Но не забывайте и о возрастных кризисах ребенка, например, подростковом возрасте. Но если стресс школьника именно посттравматический, следует обратиться за помощью к специалисту.

3. Научите ребенка психологической самопомощи

Очень часто у детей старшего возраста родители могут наблюдать эмоциональные скачки, появление новых страхов, повышенную тревожность, панические атаки и навязчивые мысли, быструю утомляемость, отсутствие концентрации внимания и т. д. Если вы замечаете такие состояния за своим ребенком или учеником, следует научить их простым методам психологической самопомощи. Что это может быть? Небольшая физическая нагрузка, зарядка, танцы, дыхание, стакан воды, что-нибудь, что изменит фокус внимания и что комфортно для вашего ребенка/вашего ученика.

Эти, на первый взгляд, примитивные упражнения позволяют отвлечься, заземлиться и успокоиться во время перерыва или воздушных тревог, когда психологическое состояние может ухудшаться. Если вы учитель, попытайтесь встроить такие маленькие активности в ваш урок.

Самое главное — это говорить с ребенком. Не давать молча бумажку с выписанными упражнениями самопомощи и приказывать их делать, потому что так сказал психолог. Ваша помощь должна идти через диалог, чтобы вы понимали, как действительно ребенок себя чувствует и какая помощь ему действительно нужна.

4. Помогите социализироваться

Учителя должны учитывать травматический опыт своих учеников. Если в классе есть ребенок с таким опытом, ему нужно помочь социализироваться. Конечно, выделять такого ребенка нельзя, ведь чрезмерное внимание или забота может повлечь за собой еще большую травму. Но и настаивать на выполнении задач, которые ребенок не способен выполнить в это время, не стоит. В таких случаях детям, пережившим травматический опыт, можно предложить дополнительные занятия, но очень осторожно, и только если нет на это медицинских противопоказаний. В идеале — привлечь одноклассников.

5. Читайте и постоянно ищите дополнительную информацию

За одну минуту научиться правильной коммуникации с детьми невозможно. Особенно когда речь идет о неидеальных условиях среды. Вот почему важно больше читать профильной литературы. К примеру, полезной будет книга Светланы Ройз Ключи силы об эмоциях и осознанном проживании их детьми. Также в свободном доступе есть и профильные ресурсы, и сообщества с советами специалистов в телеграмме или вайбере как для родителей, учителей, так и для детей (например, «Школа_инфо» в вайбере). И, конечно, не пренебрегайте информационными ресурсами МОН Украины. Возможно, у школы, где учится ваш ребенок, тоже есть ресурсы, где собирается самая необходимая информация.

Какие бы сложные времена мы ни переживали, в наших силах найти подходящие подходы к детям и помочь им. Главное — хотеть и стремиться к этому.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X