Школа несчастных детей. Блог Екатерины Гольцберг

27 августа 2017, 17:03
Четыре небольших, но важных шага, которые могут существенно облегчить учебный процесс и улучшить систему образования

Чем ближе 1 сентября, тем тоскливее и дети, и родители в ожидании нового учебного года. Школа давно не вызывает у ребят чувства приятного предвкушения, которое я помню из собственного детства, когда, получив учебники, могла часами их перелистывать, вдыхая запах типографской краски. Сегодня все больше озабочены школьными поборами, сомнительным содержанием книг, формой и меню столовых. С этим можно и нужно разбираться. Но есть пара вещей, сделав которые сейчас, мы существенно облегчим процесс обучения для детей и качественно улучшим школьную систему.

Видео дня

1. Создать институт тьюторства

Особенно это актуально в начальных классах, но и старшим детям пригодится. Знаю несколько частных школ в Киеве и одну государственную, где есть обязательный второй учитель в классе. Такой формат решает множество проблем.

Представим: в классе 30–35 человек с разными темпераментами, способами восприятия информации и потребностями. Кто‑то отвлекается, кто‑то плохо себя чувствует, кто‑то устал, кого‑то готов работать. В состоянии ли один учитель, сохраняя содержательную активность, оперативно откликаться на потребности всех детей, тем более — с особыми потребностями, которым, возможно, даже для того, чтобы выйти в туалет на уроке, потребуется помощь? Кто должен оказать эту помощь? Сам учитель? Другой ученик? Но почему? Так, вместо того чтобы контролировать учебный процесс, учитель начинает контролировать настроение и способность быть включенными в содержание урока 30 детей разной степени активности. Отсюда и профессиональное выгорание.

Во что превращаются домашние задания для семьи? В ссоры, слезы и гнев

Второй преподаватель может следить за наличием материалов для работы (ручек, линеек, ножниц), помогать тем, кто нуждается в сиюминутной помощи (правильно держать ножницы, застегнуть пуговицы, сходить в туалет), оказывать поддержку, когда ребенок отчаялся, расстроен или потерял внимание.

2. Исключить домашние задания

Хотя бы в начальной школе, а в средней — сократить до минимума, превратив в практическую работу. Речь не о поисках готовых рефератов в интернете, как заведено сейчас, а о том, чтобы на практике изучить то, что пройдено в теории. Например, моделирование или экспериментальное исследование.

Ведь во что превращаются домашние задания для семьи? В ссоры, разногласия, слезы и гнев. И вместо адекватного общения родителей и детей дома, где должно быть доверие и участие, мы задаем тон общения через педагогическую несостоятельность родителей, которая разрушает, а не укрепляет семью. Школьная система фактически превращает родителя в непрофессионального дублера, который должен заменить учителя дома, не имея для этого никаких навыков преподавания. Зачем?

3. Снизить тяжесть школьного портфеля

Казалось бы, как она влияет на качество образования? Но в тяжести портфеля заложено все: и ненужность большинства дополнительных тетрадей, особенно для домашних работ, и количество учебников, и, конечно, здоровье детей. Я знаю школу, где у детей нет портфелей, а значит, нет домашних заданий, нет конфликтов и ругани дома, нет риска забыть тетрадь, дневник, спортивную форму. Может, это решило бы проблему школьного стресса?

4. Актуализировать работу психолога

К сожалению, работа психолога сейчас сведена к тому, что он зачем‑то тестирует детей, увы, даже не понимая цели и не представляя, что он будет дальше с этими результатами делать. Получается, что весь его труд — это получение никому не нужных статистических данных, которые даже применить он не всегда может. Я уверена, что было бы значительно больше пользы от лекций для родителей и учителей о возрастных особенностях детей, о правилах регулирования взаимоотношений в семье, об особенностях подросткового возраста, о том, как мотивировать детей учиться.

В помощи психологов нуждаются сами учителя, которым иногда просто не с кем посоветоваться и поделиться наболевшим, так как любое желание коллегиально решить проблему сводится к “разбору полетов”, а не к искренней доверительной беседе. Психолог в школе должен занять место активного участника, а не стороннего наблюдателя и созерцателя проблем, как это принято сейчас.

Возможно, предприняв такие небольшие, но важные шаги, мы сделаем школу комфортной для наших детей?

Колонка опубликована в журнале Новое время за 18 августа 2017 года. Републикация полной версии текста запрещена

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X