Шесть ошибок в день. Можно ли родителям просить прощения у детей
Важно понимать, чего вы ждете от своего ребенка — подчинения или сотрудничества
О том "просить ли прощения у детей", о власти и сотрудничестве, о том, что нас пугает в ошибках, и сколько ошибок в день мы можем себе позволить.
Одна из тем, обсуждавшихся на консультациях на прошлой неделе — ошибки и то, "правильно ли, когда взрослый просит прощения у ребенка". В ответ на этот вопрос я спросила — а что произойдёт плохого, если попросить прощения у ребенка?
— Родитель проявит слабость и потеряет авторитетность.
— И что произойдет, если ребенок почувствует вашу слабость?
— Мммм. Я потеряю... власть?
— Власть? Знаете, я сейчас задумалась над этим — мы хотим владеть детьми или любить и чувствовать их? Вы хотите, чтобы ребенок любил-подчинялся вам или любил-сотрудничал?
— Любил и сотрудничал, конечно.
— Тогда это отношения равноправные? Мы просим прощения, когда ошиблись. Знаете, как по мне, это мужество — позволить себе быть несовершенным. И признать ошибку — не вину, а ответственность.
— Я себя ненавижу, когда "лажаю".
— Да, это очень сложно. Принять себя неидеального. В ошибках нас пугают не сами ошибки, а то, что приходит вместе с ними — чувство вины, страх, разочарование. Когда-то мы нашими ошибками вызывали эти чувства в родителях и в себе.
Лет 15 назад, мой терапевт, когда мы работали с моим перфекционизмом, спросил меня — сколько ошибок в день я могу себе позволить сделать? Я тогда ответила — шесть. И после этого очень расслабилась — особенно, подсчитав, что в реальности, ошибалась реже. И ошибки своего мужа и ребенка стала воспринимать легче.
А как вы принимаете ошибки ребенка? И как ваш ребенок увидит, что вы принимаете и любите его любым? И у кого он будет учиться брать ответственность? И если вы просите прощения у взрослых — то чем отличаются отношения сотрудничества с детьми?
— Ммм... Говорите, Светлана. Я думаю. Вы просите прощения у своих детей?
— Да. Прошу прощения и говорю, в чем была не права, и как хочу исправить ошибку. Очень хочу, чтобы они умели признавать ошибку, не испытывая "ложной вины", а учась брать ответственность. Вина может нас остановить, а ответственность, не обремененная виной, дает силы.
— Я задумался про власть: хочу ли я подчинения или сотрудничества. В первый момент я подумал, что не могу себе позволить ни одной ошибки в день, но потом решил, что это глупо. Позволю четыре. И за них смогу попросить прощения.
— Спасибо. По-моему — чудесно. И по тому, как вы изначально сформулировали вопрос, было понятно, что вы знали ответ.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени
Больше блогов здесь
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.