Операция «преемник». Как воспитать наследника семейного бизнеса

31 августа 2020, 20:43

Начать нужно с оценки текущей ситуации и планирования желаемого результата

В соавторстве с Александром Михайленко, представителем второго поколения семейного бизнеса Корпорация МИРС, экспертом преемственности поколений Family Business Network Ukraine

Видео дня

С точки зрения будущих поколений, богатство само по себе бессмысленно. Это всего лишь деньги. Настоящую ценность оно обретает, когда семья имеет свою историю, умеет сохранять целостность и создает традиции преемственности. В этом смысле в мире будущего нет места семьям, которые создали семейный бизнес, но не смогли основать семейную династию. Их деньги просто не доживут до следующих поколений.

Чаще всего передача бизнеса или материальных активов от одного поколения другому становится настоящим стресс-тестом для любой семьи. Именно в этот момент семья сталкивается с беспрецедентным кризисом. И это одна из причин, по которой 95% всех семейных компаний не удается пережить переход собственности в руки третьего поколения.

Нужно с ранних лет обучить детей сотрудничеству и взаимопомощи

Исследование, проведенное Национальным университетом Сингапура, показало, что большинство семейных бизнесов терпят неудачу в результате внутренних причин, а не внешних. Это, прежде всего, неспособность спланировать наследование и предотвратить семейные конфликты. Однако и то, и другое предсказуемо, а значит эти проблемы можно спрогнозировать и упредить.

Простой пример. С точки зрения теории поколений, основатели бизнеса принадлежат к поколению X или BabyBoomer-X. Наследники — к поколению миллениалов. Они развивались в разных культурологических и исторических условиях, по-разному смотрят на деньги, успех и ответственность. Первые хотят добиваться конкретных бизнес-результатов. Вторые — заниматься чем-то значимым и интересным.

Можно ли сбалансировать эти интересы, когда мы говорим о преемственности? Конечно. Просто нужно попытаться мыслить не одним днем или годом, и даже не пятью годами, а целыми поколениями — то есть смотреть на 20 — 25 лет вперед. Готовить почву для детей и внуков так, чтобы они могли преуспеть и в конечном итоге взять на себя ответственность.

Операция «преемник»

Преемственность — это длительный процесс, а не разовое событие. Как и в любом серьезном деле, здесь важна системность. А значит, придется заняться довольно «скучными» вещами: создавать план, механизмы оценки промежуточных результатов и коррекции стратегии. Да, вы не увидите результат сразу. Но зато заложите прочный фундамент для того, чтобы ваш бизнес существовал несколько поколений. В этом и есть главная мотивация операции «преемник».

Начать можно с того, чтобы задать себе простой вопрос. Что вы хотите оставить детям? Или что вообще вы хотели бы оставить после себя? Какие ценности позволят вашему бизнесу пережить более одного поколения? И только когда вы найдете ответы на эти вопросы, переходите к следующему этапу.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Так же, как и в бизнесе, начать нужно с оценки текущей ситуации и планирования желаемого результата. Когда мы говорим о преемственности, то первым шагом должно стать создание своего рода психологического портрета вашего ребенка. Особенностей его характера, талантов, интересов. После этого составьте список необходимых качеств и план их развития через различные виды спорта или хобби, а также целевые программы обучения. Также можно привлекать для работы с ребенком специалистов в области коучинга, психологии и так далее.

К примеру, уже в три года можно учить быстро вливаться в социум, выстраивать связи и разрешать конфликты. В этом помогут игры и общение с другими детьми, а также личный пример родителей.

Для развития аналитических способностей нужно с раннего возраста давать детям возможность анализировать информацию, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Также необходимо развивать дисциплину и инициативность. Важно, чтобы ребенок понимал, что в любой момент он может без наказания и критики задать абсолютно любой вопрос и получить на него ответ — или попытаться найти ответ вместе с родителями.

Знакомство с семейным бизнесом можно начинать в семь-восемь лет. Это могут быть экскурсии на производство, беседы за семейным ужином о том, что происходит на предприятии. Позднее — организация стажировок будущего преемника в семейной компании. Например, во время школьных каникул.

Для передачи бизнеса обязательно нужно выстроить систему управления талантами внутри самой семьи, а также с ранних лет обучить детей сотрудничеству и взаимопомощи, а не конкуренции. Слабые стороны одного ребенка могут быть компенсированы сильными сторонами другого. Например, если один из детей — творческий и идейный вдохновитель, а второй по характеру критик, на семейных собраниях давайте второму слово последним. Это позволит услышать творческие идеи каждого и только потом проанализировать их, привлекая способности ребенка-критика. Если же критик начнет первым, то творческий ребенок может замкнуться в себе и не решиться рассказать о своих мыслях.

За несколько лет до передачи бизнеса наследнику необходимо начать подготовку топ-менеджмента компании к переменам и разработать пошаговый план вхождения наследника в бизнес. В рабочую группу при составлении плана стоит включить сотрудников компании, которые в будущем будут выступать в качестве менторов для преемника. Необходимо предусмотреть для них различные способы мотивации, в том числе финансовые, с конкретными измеримыми результатами. Все это снизит риск возможных конфликтов между преемником и сотрудниками компании в будущем.

Наследнику, который только начал работать в семейном деле, важно сразу выделить зону ответственности, где он сможет самостоятельно принимать решения. Это станет доказательством доверия к нему и мотивирует больше участвовать в семейном бизнесе.

В планирование преемственности важно вовлекать не только сотрудников, но и всех членов семьи. Можно начать с того, чтобы провести семейное собрание и обсудить на нем, как сохранить семейные ценности в бизнесе, как сберечь наследие предыдущих поколений для будущих. Какие условия нужны, чтобы каждый член семьи мог содействовать успеху семейного предприятия, какими должны быть требования к членам семьи, желающим работать в компании, какими должны быть права и обязанности собственников.

Преимущества, которые вы получите вовлекая преемников в свой бизнес, сложно переоценить. Именно молодое поколение быстрее видит современные тренды и лучше адаптируется к мейнстриму. Это позволяет увеличить гибкость бизнеса и создать эффект синергии: уникальный опыт основателя и инновационное мышление следующего поколения.

И напоследок. Ни одно семейное богатство или бизнес не сможет выжить без решения ключевых проблем, связанных с культурой семьи, ее ценностями и пониманием целей богатства. Понимание того, что деньги — это только средство для достижения долгосрочных целей семьи в нескольких поколениях, является ключом к успеху. С другой стороны, недостаток образования у молодого поколения и отсутствие доверия и открытости в семье могут привести к тому, что миллениалы будут не готовы к управлению бизнесом и ответственности. И что тогда? Самое время снова вернуться к вопросу: что вы хотите оставить детям?

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X