Вы в ловушке. Что такое иллюзия компетентности и как из нее выбраться

23 июля 2020, 23:33

Почему мы на самом деле в какой-то момент не знаем того, что, как нам казалось, усвоили полностью?

Запутанно? Разберемся!

Как часто в процессе сдачи важных экзаменов или проведения ответственных совещаний мы обнаруживаем, что материала, который вроде бы точно учили, мы не знаем?

Видео дня

Эта ловушка называется «иллюзия компетентности»: мы думаем, что усвоили определенную информацию, но на самом деле этого не сделали.

Именно «иллюзия компетентности» является причиной многих провалов в учебном процессе, проблем в профессиональной жизни.

Как обнаружить, что вы в ловушке? Очень просто!

Вы не знаете ответов во время тестирования, хотя в ночь накануне были уверены, что знаете материал. Вы не знаете, как дать коллеге обратную связь, хотя месяц назад проходили обучение по этой теме. Вы не можете справиться с эмоциями, понимая, что пару недель назад учились эмоциональной компетентности и уверены, что поняли все точно.

Вот распространенные ошибки:
— чем больше времени я изучаю материал, тем лучше его знаю;
— чем интереснее материал, тем лучше я его запомню;
— чем активнее я записываю во время обучения, тем я буду лучше знать.

На самом деле важно:
— то, сколько времени вы посвятили изучению материала, не гарантирует того, что вы его поняли; Много — не значит хорошо.
— то, как активно Вы вели себя во время обучения, не означает, что вы будете знать материал лучше других.

То, что мы видим перед собой, не означает, что эти знания попадают в мозг

Есть ловушки, в которые нас заводит собственный мозг, пытаясь минимизировать усилия на изучение нового. Его, мозга, задача — экономить энергию и силы. Не для обучения. У него много других дел: наше выживание, размножение, защита, удовольствие.

Распространенные ловушки:

1. Ловушка прочитанного материала.
Иллюзия возникает в конкретное время прочтения книги. Вы можете это легко отследить, контролируя мышление. Например, когда читаете книгу, то временами находите ответ на вопрос прямо на ее страницах, Вы даже можете заметить за собой, как киваете головой в знак согласия с тем, о чем читаете. Далее возникает цепочка: то, что я только что прочитал (прочитала), имеет смысл, значит, я это запомню. Теперь я знаю ответ, ведь я вижу его прямо перед собой. То, что мы видим перед собой, не означает, что эти знания попадают в мозг.

Как избежать ловушки?
Чтобы убедиться, что вы на самом деле усвоили то, что прочитали, надо несколько раз проверить свое «понимание». Расскажите себе или кому-то из близких, что поняли из прочитанного, и объясните, почему это важно запомнить. Попробуйте вспомнить информацию только из памяти, не глядя в книгу или записи. Сделайте то же самое через неделю, затем через две.

2. Ловушка активного подчеркивания и выделения важного.

Вы активно используете цветные маркеры во время обучения, подчеркиваете, выделяете, рисуете. В конце лекции ваша учебная тетрадь ярко демонстрирует, каким эффективным был учебный процесс. Мозг говорит: «Мы хорошо поработали, всю важную информацию подчеркнули. Теперь мы это знаем». На самом деле, это — иллюзия.

Выделение слов, разноцветные подчеркивания не означают осознание и запоминание.

Как избежать ловушки?
Отмечать важное и подчеркивать то, что больше откликается, действительно нужно. Это важно для того, чтобы дальше создать план действий. Теперь, когда я думаю, что знаю материал, что конкретно я хотел (хотела) бы делать по-другому? Что бы я хотел (хотела) прекратить делать?
Запишите ответы на эти вопросы прямо возле материала, который отметили для себя как важный. Далее возвращайтесь к этим записям и анализируйте, что фактически вы делаете иначе. Ничего? Ммм…
Вы не научились!

3. Ловушка Google Википедии.
Правда, что почти любую информацию мы можем легко найти сегодня в интернет-пространстве. Это во многом упрощает жизнь, а во многом вводит в заблуждение.

Иллюзия здесь возникает из-за того, что у нас есть осознание: если мне надо, я легко найду материал и прочитаю. Мы гуглим информацию, видим ее на мониторах «собственными глазами», мозг ставит галочку «выполнено» напротив тезиса «изучить». Именно на предубеждении о доступности информации мозг формирует у нас ощущение, что знания, доступные в интернете, на самом деле наши знания: надо — загуглили — знаем. Это иллюзия. Знать, где найти — не значит знать.

В каждом из трех приведенных случаев информация все еще остается вне нашего ума. Видя информацию перед собой, наш мозг создает иллюзию, что материал был усвоен.

Наша же главная задача во время обучения — сделать так, чтобы новые знания мозг прочно хранил в памяти, без внешнего источника — на уровне нового мышления.

Вот пять шагов, которые точно помогут преодолеть «иллюзию компетентности»:

1. Писать «старые добрые» конспекты во время обучения. Возвращаться к ним с анализом: «что конкретно из этого я делаю?»
2. Рассказывать изученный материал другим, объяснять его важность и делиться инсайтами.
3. Спрашивать у других участников учебного процесса об их инсайтах и конкретной пользе полученных знаний.
4. Изменять поведение и отслеживать изменения.
5. Ставить краткосрочные цели по внедрению новых привычек на основании полученных знаний и отслеживать успех.

Знание — это сила! Умение учиться — суперсила!

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X