Как перестать завидовать чужим успехам

8 августа 2020, 09:40

Хочешь быть, как другой — узнай, чем он «оплатил» свой успех

«Я, когда вижу все эти фото, ноги, море, успехи их успешные, начинаю себя и всех вокруг ненавидеть», — так начался один недавний разговор. Сейчас мы все проходим странное и сложное испытание — по сравнению с нашим детством, количество тех, с кем нас сравнивали и с кем мы сами можем себя сравнить, особенно с появлением соцсетей, увеличилось многократно.

Видео дня

Знакомой, чьи слова приведены выше, я напомнила:

1. Люди врут. Часто. Бывает, человек пишет пост или публикует фото, я вижу его в ленте, и только успеваю подумать: до чего же здорово, как я за него/нее рада — как он вдруг присылает мне личное сообщение. И рассказывает о проблемах как раз в той области, которой посвящен «радужный пост», возможно, вызывающий у других нарциссические страдания.

Как-то я спросила свою близкую знакомую:

— Слушай, а для кого ты это все пишешь? Ты же создаешь воображаемую реальность. Ты мне только что противоположное о своей жизни рассказывала. Пишешь для себя? Чтоб себя уговорить, что все в порядке? Или чтобы кому-то что-то доказать?

— Ну о чем-то же нужно писать?

— А если ты вдруг помолчишь какое-то время, а потом напишешь, но уже совсем твое, «истинное», или напишешь сейчас, но из своей реальности?

— Пока я найду «истинное», меня ж забудут…

Многих из нас в детстве не учили, что мы ценны сами по себе

— Но ты ведь знаешь, что этот пузырь создает напряжение и провоцирует тревогу, что тебя в любой момент могут разоблачить? И что на поддержание образа тратится прорва энергии?

Люди врут.

Женщине, которая злилась на себя из-за успехов других, я задала еще пачку вопросов: позволяла ли она себе злиться на родителей, видит ли, отмечает ли свои собственные успехи? Какие слова внутри нее звучат, когда она ошибается? Чьей злостью она злится и чьи ожидания пытается оправдать?

2. Нашему мозгу сложно поддерживать 100% «одаренность». Гениальность — слишком ресурсозатратна. И если у нас где-то есть гиперспособность, то где-то может быть гипо. Но в публичном пространстве все любят демонстрировать только свои наилучшие черты. Мы сравниваем себя и другого, но видим только часть его, мы не знаем, что у него «недоукомплектовано».

У меня вот развит вербальный интеллект, а пространственное восприятие — просто капец, как недогружено, бывает до смеха. Это то, что я постоянно тренирую. Чтоб добраться на велосипедных прогулках домой или найти дорогу в новых помещениях, мне приходится делать «эмоциональные зарубки», запоминать яркие детали. Дети мои смеются, когда я спрашиваю: а мы сейчас где? Восхищаясь чертами других, завидуя им, мы не знаем, где у них «недо», что им приходится развивать, достраивать.

3. «И вообще, я хочу быть, как ты», — послушай, чтобы быть, как я, тебе придется пройти то, что прошла я. В мое настоящее вложены десятилетия работы, оно оплачено (я осознанно не говорю, что расплачиваюсь, я верю в то, что нам не нужно расплачиваться, а вот «вкладывать» — важно) кризисами, слезами, десятилетиями учебы, работы, искренности, годами терапии. Мы не знаем, чем оплачен успех других. И ты же знаешь, сколько невидимых усилий за внешней легкостью. То, что дается легко в работе — это уже бессознательная компетенция, сформированная благодаря годам ежедневной практики. Я не желаю тебе быть как я, я люблю свою дорогу, но она не из простых. И не желаю тебе, чтобы «надевая чужие ботинки», ты пропускала свои дороги. Хочешь быть, как другой — узнай, чем он «оплатил» свой успех, что вложил в него.

Многих из нас в детстве не учили, что мы ценны сами по себе. Что сравнивать можно только подобное. Что когда нас сравнивали с братьями/сестрами/одноклассниками в детстве — это вообще-то была манипуляция под видом «мотивации», создающая лишнюю тревожность и провоцирующая неуверенность и «невроз достижений». Нам не рассказывали, что мы ценны в том числе своей исключительностью и разностью. И, конечно, есть то, в чем мы все похожи, но то, в чем мы отличаемся, наше «несовершенство» или то, что мы привыкли им считать — часть нашего дара.

«Стань тем, кто ты есть», — Фридрих Ницше.

А знакомой я дала простое «домашнее задание» на пробу. Рассказала о том, что Юнг определил четыре функции сознания, четыре способа переработки информации о внутреннем и внешнем мире: мышление, чувства, ощущения, интуиция. Они есть у каждого из нас, в «разной комплектации», в разных соотношениях. Как правило, два преобладают, а у двух остальных дополнительная, «подчиненная функция». В двух преобладающих — наша освоенная сила. То, что нас восхищает, то, чему мы завидуем в других — как правило, у нас в «подчиненной функции». То, за счет чего мы могли бы развиваться.

А маркером нашей зрелости и силы может быть и то, что успех других не будет провоцировать в нас ощущение собственного ничтожества, уязвимости, злости и слабости.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X