Когда время дороже золота. Как говорить с военными

Анастасия Нижник: «Не требуйте выходить на связь с какой-то четкой регулярностью» (Фото:AndreyPopov/Depositphotos)
Спросите у близкого человека, как бы ему или ей хотелось бы, чтобы вы проявляли заботу
У нас не было опыта жить в войне. Поэтому многому всему мы учимся с нуля, в том числе и особенностям коммуникации с военными. Слова могут ранить, а могут исцелять. Стало быть, важно заботиться о том, как мы говорим и что мы говорим друг другу, дабы строить и укреплять отношения-мосты, а не разрушать их.
Вопрос о том, как говорить с близкими, защищающими страну, распространен и на него непросто получить однозначный ответ. Ибо, с одной стороны, военный/ая — это все тот же знакомый, близкий человек, для общения с которым не нужны дополнительные «инструкции», а с другой — мы понимаем, что контекст жизни (и отношений) изменился.
Наряду с этим интерес к такого рода вопросам является хорошим знаком, ведь это свидетельствует о осознании того, как важны деликатность и проявление заботы таким образом, чтобы она стала опорой и поддержкой.
Несколько базовых рекомендаций по коммуникации.
Спокойный, дружеский тон: эмоциональность и даже тембр голоса имеют значение. Если вы взволнованы, то, прежде всего, стоит позаботиться о собственной стабилизации, чтобы не передавать свое настроение военному. «Эмоциональное заражение» является естественным и автоматическим процессом, так что пусть ваша «синхронизация» происходит не в тревоге, а в спокойной уверенности, положительной настройке.
Больше понимания, ноль обвинений: сейчас именно то время, чтобы сглаживать все острые углы разговора и не переходить к обвинениям или претензиям. Вся энергия военного должна быть направлена на боевые задачи и выживание, а не родственные конфликты.
Если вы взволнованы, то прежде всего следует позаботиться о собственной стабилизации
Ваша инициатива: будьте готовы рассказывать больше о ваших делах. Поскольку военные не могут рассказывать по телефону о деталях своей работы или местоположении, позаботьтесь, чтобы вам было чем поделиться.
Без советов по войне: все мы следим за новостями, слушаем экспертов, у нас есть свое видение или оценка ситуации, но лучше оставить их при себе. Не нужно учить или критиковать действия военного/ой или командования.
Быть другом: это большое испытание неизвестностью, когда связи нет или созвоны не слишком частые. К сожалению, ваш близкий человек может получить сложные боевые задачи, которые не оставляют сил на разговор, или может отсутствовать хорошая связь. «Остров тревоги» всегда будет в нашем сердце, пока родные не вернутся домой с победой, — это неизбежно. Поэтому важно позаботиться о поддержке себя и пополнении собственных сил, чтобы, когда появится связь, вы тоже могли быть хорошей опорой для своих родных.
И как маленький ориентир, далее несколько важных моментов общения, собранных в личных разговорах с военными. В этом, собственно, и состоит ключевой совет: спросите у вашего близкого человека, как бы он хотел, чтобы вы проявляли заботу, чем делились, а о чем не спрашивали, как и когда лучше и удобнее общаться — это самый надежный путь, ведь не только все мы разные, но и условия, в которых находятся военные, и возможности тоже разные.

«Как у тебя дела?»
«Вводит в ступор, потому что не знаю, как правильно ответить. Сказать, что хорошо, не можешь — люди гибнут, здесь плохо, не оптимистично, не жизнеутверждающе…»; «Реальный рабочий день военных трудно объяснить «на словах».
Может, уместно рассказывать о ваших делах: «Фото из дома очень поддерживают. Дети, домашние любимцы, вид из окна, что-то мирное, обыденное»; «Подбадривает коротенький месседж, что сделано положительного в тылу. К примеру: мы высадили 10 деревьев; мы помогли соседям установить выбитые окна; мы задонатили для такого-то подразделения на тачку»; «Когда спрашиваете „как ты“, стоит также добавить „как ребята?“, потому что ты обычно не один воюешь, а идешь бок о бок».
«Мне приснился сон о тебе, волнуюсь»
Не перекладывайте ваши переживания и ответственность за них на военного: «Ты не можешь не ехать на дело, не выполнять задач, а мысли „может, это знак“ вызывают ненужную тревогу».
«Когда закончится война? Как дела на фронте?»
На это невозможно ответить.
«Сколько ты убил/ла?»
Просто никогда не спрашивайте. «Шутки о „черепе бурята“ или арбузах тоже неуместны. Война — не развлечение».
Без военного сленга
«Раздражает, когда спрашивают, у меня ли все 450. Здесь почти так не общаются между собой. Это сигнал для радиосвязи».
Ненавязчивость
Не требовать выходить на связь с какой-либо четкой регулярностью, не винить, если не отвечает на сообщение. С волнением вы справиться сможете, а военный подвергает себя опасности, пребывая в поисках места со связью.
Бывало так, что ребята погибали, потому что засветились, когда искали место, где есть интернет. И вот их то снайпер «снимал», то осколками ударяло, то взрывались. И все, чтобы не слышно истерики, если с задержкой позвонит".
Уместность
Если военный на передовой, время — дороже золота. Тогда следует сосредоточиться на действительно важных вопросах, быть лаконичным.
«Когда он находился постоянно под обстрелами, раздражали разговоры на незначимые темы — это лишний риск».
Нормализация
Если военный рассказывает вам о симптомах стресса — валидировать (признавать), нормализовать их («это потому, что ситуация ненормальная, организм так реагирует, чтобы защитить себя, с тобой все будет в порядке, как только напряжение стихнет, психика знает, как уберечь себя»).
В зависимости от ситуации можно рассказать о технике саморегуляции, попробовать их совместно. Принимать, что военный/ая может чувствовать себя по-разному — и быть истощенным/ой, и расстроенным/ой, и взволнованным/ой.
Самоконтроль
Воздерживайтесь от плача, истерик, панических фраз: вы таким образом передаете соответствующее настроение военному и на успокоение (ваше, а потом — свое) тратится много драгоценных сил.
Поддержка, а не жалость
Жалость парализует, внушает безнадежность. Важно помогать и поддерживать движение вперед. Верить в вашего близкого человека.
Быть рядом
Слушать и быть рядом, даже если определенную историю вы слышите уже в третий раз.
«Не отвлекают ли сообщения? — наоборот, хочется получать и чувствовать, что о тебе думают, помнят и беспокоятся».
«Береги себя»
«Единственный способ „беречь себя“ на войне — не быть на войне. Попробуй выжить, я тоже попробую. Это то, что мы чаще всего желаем друг другу».
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь