Прекратите панику: о родителях, подростках и опасных группах ВКонтакте. Блог Светланы Ройз

15 февраля 2017, 18:23
Ни отключение от интернета, ни тотальный контроль не гарантируют безопасность во всемирной паутине — это сделает только любовь в семье, поддержка и обучение критичному мышлению

Волна паники, выплеснувшаяся после новости о страницах в социальной сети ВКонтакте, провоцирующих детей на самоубийство, принесла больше вреда, чем можно себе вообразить. Дети, не знавшие о сайтах, узнали об их существовании от родителей, а дети, знавшие о сайтах, но не собиравшиеся туда, теперь знают, сколько в этом взрослой энергии. Слышала истории о детях, которые в школе ручкой нарисовали себе китов на запястье и гордо ходят, провоцируя взрослых, потому что одна из задач подросткового возраста — провоцировать взрослых.

Видео дня
__34
__34 Фото:

Часто нам кажется, что подросток — это уже почти взрослый, и родители подходят к нему со своей, взрослой меркой. Но дело в том, что формирование мозга человека заканчивается только к 20-21 годам, так что ваш подросток — уже не ребенок, но и не сформировавшаяся личность, и многие зоны его мозга, в частности, те, что отвечают за умение оценивать риск, планировать и контролировать свои эмоции еще не завершили свое формирование.

Чтобы лучше понять подростков, стоит обратиться к результатам многочисленных исследований мозга, проведенных при помощи новейших медицинских и научных технологий. В результате оказалось, что практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения, как полушутливо резюмировали ученые свои эксперименты.

В то время, пока мы сидим в сети и паникуем, наши дети одиноки.

Так, в коре головного мозга происходит процесс мышления. Кора обрабатывает информацию о том, что мы видим, слышим, нюхаем и чувствуем. Вы используете кору, даже когда читаете эти строки. К коре примыкает префронтальная кора, обитель разума и рассудительности. Этот участок отвечает за процессы, лежащие в основе подростковых проблем, связанных с принятием решений, следованием правилам и пониманием последствий своих действий, а также за такие вещи, как заучивание правил, понимание последствий, рабочую память и восприятие эмоций. Префронтальная кора подростка работает не в полную силу, не до конца соединена с соседними отделами до тех пор, пока человеку не исполнится примерно двадцать лет.

Еще одна «слабая» зона у подростков — мозолистое тело. Это большой пучок волокон, представляющих собой информационную магистраль, которая соединяет левое и правое полушария мозга. В то время как у взрослых высокоскоростное соединение между полушариями мозга, у подростков эти связи работают очень медленно. Мы можем «кликать» по мысленным интернет-страницам, и они загружаются практически мгновенно, а подросткам приходится ждать загрузки «сайта» гораздо дольше. Поэтому когда нам кажется, что наши дети «тупят» — тупят не они, а их мозолистое тело.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время, как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Миндалина — часть мозга, отвечающая за обработку эмоций и интуицию — уже обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК (префронтальная кора) развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться. Способность подростков распознавать эмоции других людей еще развивается, и они склонны делать неверные выводы. К тому же, они стремятся реагировать, используя эмоциональные центры, а не прислушиваясь к префронтальной коре, которая помогает принимать рациональные, взвешенные решения.

А теперь добавьте к этому гормональный «коктейль», бурлящий в крови подростка, и вы поймете, что его неуправляемость и конфликтность в гораздо большей мере обусловлены физиологией, чем вам может показаться. Например, нежелание вставать утром в школу — это не лень. Виной всему гормоны. Их непрерывный переизбыток переворачивает биологические часы подростков с ног на голову, поэтому они не спят всю ночь, а днем хотят спать. Они не столько ленивы, сколько страдают от гормонального «похмелья».

Что же делать в этой ситуации родителям? Во-первых, не превращаться самим в подростков, оставаться взрослыми, трезвовыслящими людьми. И, самое главное — прекратить панику. Ведь что чувствует ребёнок рядом с паникующим родителем? Тревогу, недоверие и одиночество.

Вы можете заставлять ваших детей показывать фото в телефоне, просматривать их профили, контролировать каждый шаг, но неужели думаете, что это поможет? Это поколение владеет техникой лучше, чем вы можете вообразить. Почему ребенок уходит в сеть, и вообще выбирает "уход"? Потому что не доверяет нам — взрослому миру, чувствует себя одиноким и не в состоянии в этом одиночестве справиться с "глобальностью" проблем (я не ёрничаю сейчас) подросткового возраста.

О чем и о ком вы заботитесь, делая бездумно перепосты? О себе! И об иллюзии безопасности. Но в этот момент проблема не решается. Когда я смотрю социальные ролики, созданные у соседей на эту тему, когда вижу, что люди, делающие перепосты моего материала про мозг, следом постят непроверенную чушь, когда слышу истории об отключении детей от интернета, хочется напомнить родителям, что ничего нельзя забрать, не дав здоровой альтернативы. И в то время, пока мы сидим в сети и паникуем, наши дети одиноки. Если мы сами не умеем включать здоровую критичность — детям негде этому научиться.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то нам категорически необходимы социальные проекты, направленные на конкретную подростковую аудиторию, а также формирование культуры здоровой критичности. Нам нужно вернуть себе возможность задавать вопросы «зачем?» и «почему?», сомневаться в авторитетах, самим искать ответ, возвращать себе право говорить "нет" и учить этому своих детей. Есть сериал, "Адам портит все" — к нему может быть много вопросов, но он учит сомневаться в мифах. Я бы рекомендовала его для семей с подростками.

Однако некоторые меры можно предпринять прямо сейчас:
1. Безопасный интернет и все, что касается "внешней защиты" и техник безопасности.
2. Укрепление связей в семье, ощущение близости и опоры. “Опасный контент" чувствует свою аудиторию, имеет быстрый доступ к чувствам детей и дают ощущение признания, значимости, даже миссии. И "ведет". Сколько бы мы не придумывали методов воздействия на подростков — да, можно помочь им "очнуться", но куда и как их "вести"? А вести их нужно в начале в семью.

В этом контексте хочу вам предложить несколько тем:
- Есть ли у вас альбом с "малышовыми" фотографиями ребенка? Может, именно сегодня получится его пересмотреть и сказать искренне, как вы рады, что у вас Мальчик или Девочка. Как вы рады каждому дню и году взросления. Как любили тогда и как любите сейчас. Да, для подростка это тоже важно, даже если он не сядет смотреть альбом с вами.
- Какое сейчас любимое блюдо вашего ребенка? Знаете? Да, еда — это важно, потому что это про жизнь.
- Есть ли у вашего ребенка мечта? Мечты — это "топливо" для жизни. Даже если они кажутся неосуществимыми и нереальными, искренне скажите ребенку, что вы приложите все силы, чтобы помочь, если нужно, реализовать их мечту, даже если с ней не согласны. Дети, сделавшие выбор в пользу "этих" групп, не видели своего будущего.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X