Важная тема. Как понять, готов ли ребенок стать школьником

25 марта 2021, 19:30

Готовность ребенка к школе — это не один признак

О неочевидных и очевидных признаках готовности к школе. О выборе младшей школы. Не могла понять, почему так много запросов о школе. Потом вспомнила — сезон же. В этом материале объединила несколько моих статей на эту тему и добавила новое. Будет много — тема-то важная.

Видео дня

Готовность ребенка к школе — это не один признак, не просто желание и умение читать и считать. Это совокупность большого количества эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций. И их естественное развитие идет не через специальную подготовку — на курсах или кружках, а, в большей мере, собственным опытом, «обучением средой».

Чаще всего родители, да и воспитатели детских садов, обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе — она включает в себя внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки.

А ведь еще есть эмоциональная готовность к школе — это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию, умение выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать свое поведение. Когда родители детей 5−6 лет говорят, что их ребенок готов к школе, потому что он умеет читать, я им рассказываю именно об этих признаках.

Есть также социальная готовность к школе — к ней относится, в том числе, и готовность быть частью группы. А еще один из признаков — понимать значение правил и уметь соблюдать их. Ребенок 7 лет уже умеет действовать по правилам, игры детей 5−6-ти лет еще эгоцентрические, по собственным законам.

А кроме того есть моторная готовность, физическая готовность, крепость иммунитета.

А еще есть умения — одеваться, даже вытирать попу в туалете (руки ребенка 6 и 7 лет очень отличаются).

Мотивация у детей до 7 лет — игровая. Очень редко у современных детей учебная мотивация дорастает и к 7 годам. Ребенок с игровой мотивацией вполне серьезно может посреди урока сказать «стоп игра!» и начать свою собственную игру.

Насколько ребенок уверен, что он «хорош просто так»?

Все, что в обучении до 7 лет не является игрой, истощает ребенка.

Знаете, наша дочка пошла в школу в прошлом году в 6 лет и 7 месяцев. Школа очень хорошая, бережная, с абсолютно адекватным подходом к детям, малым количеством детей в классе, находится в пяти минутах ходьбы от дома. И ребенок у нас достаточно активный, выдерживающий нагрузки. Но мы не ожидали, что первоклассники будут так уставать. И были дни, когда мы с родителями одноклассников делились — детей просто невозможно разбудить к первому уроку. Договаривались с директором об опоздании.

О выборе школы.

Концепция НУШ (Новой украинской школы) рассчитана на создание игровой среды в обучении, на создание безопасного пространства, и в большей степени подходит для шестилеток. Концепции, в которых акцент на академичность и интеллект, точно не годятся многим шестилетним детям.

Нам важно помнить, что начальная школа — это «адаптация к школьной жизни». Идеально, если школа совсем рядом, чтобы экономить время и силы на дороге.

Чем младше ребенок, тем меньшее количество детей в классе он может выдержать.

Важно узнать, как школа справлялась с дистанционным обучением в этом году, гуляют ли дети на переменах, есть ли свободный доступ к воде, выпускают ли детей в туалет (до сих пор приходится напоминать о важности этого), есть ли возможность познакомиться с учителем. В первом-втором классе учитель — самый главный человек для ребенка.

Есть школы, в которых с первого класса разные учителя читают различные предметы — это интересный опыт для детей.

Знаете, когда общаешься с директором школы, всегда чувствуется — в его собственной системе ценностей «школа для ребенка» или «семья для школы».

Важно узнавать не о рейтингах и баллах ВНО, а о том, есть ли социальные проекты, в которых участвует школа, насколько включена семья в школьную жизнь. Существует ли школьная культура, сообщество. Какие системы «внешней мотивации» используются (в начальной школе нет оценок). Действительно ли нет домашних заданий в первом классе (их не должно быть). Существует ли в младшей школе коммуникация учителя и родителей (учитывая карантин).

Вопросы, которые я писала для родителей первоклассников, чтобы самим оценить «неочевидную готовность» к школе:

1. Насколько ребенок может выдержать нагрузку — быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются как надежные? Ребенок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье.

3. Насколько ребенок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали желаемого сразу же? Как он справится, если захочет ответить, а учитель вызовет другого ребенка? Или если что-то не получилось с первого раза? Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной — ребенку важно столкнуться с тем, что не все ему сразу может принадлежать, что иногда нужно подождать.

Ребенку важно слышать от нас «нет» — многие родители боятся расстроить ребенка, отказывая ему в том, в чем должно. Так мы лишаем ребенка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет — но он его может учиться «выдерживать», благодаря нашей тактичности и поддержке.

4. Нагрузка общением. Насколько ребенок подготовлен — видел, общался с разными людьми? Есть ли у него опыт взаимодействия, обращали ли мы его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов?

5. Сможет ли ребенок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания? Учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребенок? Как будет себя вести — шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей — часто ли они дают планшет ребенку, когда он говорит «мне скучно», играет ли ребенок хоть какое-то время сам? Есть ли у него какая-нибудь ответственность дома?

6. Нагрузка «социальностью». Один из признаков готовности к школе — умение воспринимать себя как часть группы. Понимает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе? Это отчетливо видно у первоклассников, когда некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова «дети, ученики, сделайте…», пока учитель не произнесет: «Ваня, сделай».

7. Может ли ребенок позволить себе попросить у нас (у других людей) о помощи — насколько он уверен, что его поддержат?

8. Если ребенок учится писать буквы, он говорит, что нарисовал или написал букву? «Нарисовал» — это признак игровой, творческой деятельности и мотивации, «написал» — уже учебной.

9. Насколько ребенок подвижен, раскован в движениях, насколько мы поощряем или ограничиваем его двигательную активность? Человек — сложная система, в которой «все влияет на все». Координация движений, физическая направленная активность связана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность.

10. Есть ли у ребенка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно? Это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности.

11. Насколько ребенок уверен, что он «хорош просто так»?

А теперь о том, как мы можем «готовить к школе» малыша во время похода в магазин.

Память. У нас есть список покупок: «Запомни, что нам нужно купить, и будешь мне подсказывать».

Концентрация внимания. Сфокусироваться на конкретной задаче: «Запомни, у тебя миссия — ты отвечаешь за покупку творога. Не позволяй себя отвлечь».

Понимание размеров. Сравнивать коробки, банки, овощи, бутылочки большие и меньшие.

Множества. В магазине есть овощи, молочные продукты, моющие средства — учим ребенка обобщать.

Счет: «Какие цифры ты видишь, сколько товаров в корзинке, сколько у тебя сейчас монет…»

Формы. Сейчас есть разноформатная упаковка: «А найди квадратные коробки, а что есть круглого, а где овал?»

Действия по правилам: «Мы идем направо, потом налево. Вначале 3 шага вперед, затем, 5 шагов влево».

Общение — взвесить овощи, поговорить с кассиром, продавцом.

Координация — достать с полки (безопасный) продукт так, чтобы остальные товары не упали. Сложить в своей тележке товары.

Чтение: «Найди букву, а что там написано, не вижу?»

Слуховая, зрительная память и восприятие — говорить шепотом, просить прислушаться к объявлениям в магазине. «А запомнил, где расположен отдел с хлебом? А где была картинка с рыбой?»

Социальная: «А давай наблюдать за людьми».

Логика — предложения со словами «если… то», «потому что»: «А если мы поставим коробки пирамидой, внизу меньшая, а сверху большая, то что произойдет? Почему?»

Что нам еще важно:

— играть в игры с правилами и наблюдать, может ли ребенок действовать по правилам;

— вырезать, лепить, строить, завязывать, застегивать;

— учиться вытирать попу;

— наблюдать, может ли ребенок ожидать желаемого, может ли защитить себя, если это нужно, или просить о помощи, может ли осознавать и выражать чувства.

Еще — может ли наш ребенок сказать:

— Мне нужна помощь. Помогите, пожалуйста. Пожалуйста, объясните, я не понял.

— Я могу отказаться от того, что считаю неверным, не моим. Если мне что-то не нравится, я скажу об этом, позабочусь о себе или попрошу о помощи. У меня есть выбор.

— Я люблю исследовать новое. Я любопытен. (Любопытство — основа для мотивации. Любопытство противоположно тревоге).

— Я позволяю себе ошибаться.

— Я справлюсь.

— Я могу опираться (положиться) на себя. И я знаю, что могу опираться на (родителей, семью, друзей). Я знаю, что, если нужно, мне помогут.

Ребенок обязательно всему научится. Некоторым детям нужно чуть больше времени. Некоторым — чуть больше нашей поддержки. А иногда ребенку просто важно дать возможность «дозреть».

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X