Почему вам нужно немедленно перестать любить себя. Блог писателя

Представь себе: тебе показывают его (или ее, не суть) – и говорят: вот с этим тебе жить всю жизнь. Другого не будет. Люби! Ты присматриваешься: выглядит так себе, глаза прячет, что внутри – непонятно, но страшно заранее. И безысходность удручает.
Именно так и происходит чуть погодя после рождения. Ты понимаешь, что бывает и лучше, но деваться некуда. Смотришь в зеркало, недоумеваешь. Но общество, чьим рупором являются умные журналы и не менее подкованные друзья, настойчиво нашептывает: люби себя!
И мы любим. Отчаянно и самозабвенно. Верим в свою исключительную неповторимость, разглядываем под микроскопом достоинства, вздохнув, смиряемся с недостатками – любовь же. У нее, любви, свои правила. Мир схлопывается в точку, объект любви заполоняет собой горизонт, эндорфины в восторге пляшут по венам, мысли облепляют цель: понравиться, завоевать, бросить к ногам мир.
А когда появляется возможность полюбить другое человеческое существо, мы самозабвенно влюбляемся – в свою любовь. Объект чувств рано или поздно пытается подать голос, объявить свои права на себя же, но когда его собственные желания и представления расходятся с нашими, начинается трагедия. Потому что любовь к себе не дает шанса принятия «другого». Мы не можем любить. Потому что любим. Себя.
Это началось в ХІХ веке. Нас попытались убедить в собственной уникальности и неповторимости – и мы поверили. До того мы еще помнили, что каждый из нас – просто часть рода. Один из многих. Частный случай. Который и умереть может, если нужно для спасения рода. Достоевский показал человеку пропасть внутри. И многие туда навсегда упали. Мы перестали быть родом и стали одиночками.
Мы бредем по жизни, ослепленные страстью к себе, довольно безразличные ко всему, что нас как бы и не касается
С тех пор мы бредем по жизни, ослепленные страстью к себе, довольно безразличные ко всему, что нас как бы и не касается. Мир катится к чертям – гм, плохо, но я-то в этом не виноват. В стране война – грустно, конечно, но я-то пока в безопасности. Выхожу из дверей метро – зачем оглядываться, ну, прибью кого-то, но он же не я. Выкурил сигарету – бросил на землю – не мой дом же.
Есть и другая позиция. Какие-то странные, преимущественно, отдельные люди утверждают, что без принятия концепции «другого» еще не за что любить себя. Что стоит осознать, что любое «я» - это просто частный случай рода, да, на первый взгляд непохожее на всех (а на второй – весьма мало отличающееся от остальных), - без понимания чего любое развитие или объединение людей –фикция и самообман. Что любовь к себе не может быть браком по расчету. Нужно за что-то. Не в смысле «я такой красивый, что меня нельзя не любить». А в смысле «я делаю хорошо, потому могу принять себя». А делать хорошо – значит, быть полезным «другим». Любить себя – за то, что делаешь для всех. За то, что мир лучше с тобой.

Давайте разлюбим себя. Посмотрим протрезвевшими глазами вокруг. Ужаснемся. И начнем договариваться. Попробуем полюбить свою улицу. Свой город. Страну. А кому-то хватит сердца и на любовь к миру.