Жизнь по правилам и без: что влияет на наш выбор религии

5 июня 2017, 16:37
Гуляя в ближайшее время по городу, посмотрите вокруг, проанализируйте окружающих вас людей и самих себя с точки зрения следования присвоенным и внешним правилам

В то же время некоторые студенты-мусульмане, приехавшие учиться в нашу страну, за полгода пребывания вдали от родителей начинают курить, пить алкоголь и делать массу прочих увлекательных, но запрещенных их религией вещей.

Видео дня

Почему же одни молодые люди отказываются от атеизма с легким флером христианства в пользу ислама и соблюдают его предписания, а другие, воспитанные в его системе ценностей, оказавшись вдали от родины, вскоре нарушают религиозные догмы, оставаясь верными лишь запрету на свинину? Этот вопрос занял мое материнское и профессиональное воображение.

Думаю, сложившаяся ситуация хорошо иллюстрирует проблему отсутствия баланса внутреннего и внешнего контроля в жизни человека. Современный ислам – яркий пример системы отношений, опирающейся на внешний контроль, жесткую иерархию и безоговорочное принятие правил и догм. Эти три пункта, укорененные на исламских территориях, позволяют сцементировать общество по признаку религиозной принадлежности, но становятся слабыми звеньями в других, более свободных системах. Оказываясь вне контролирующей его структуры (семьи, школы, деревни, общества в целом), человек легко нарушает предустановленные правила, в том числе потому, что у него слабо развиты самоконтроль и привычка спрашивать себя, «а что я думаю / делаю / решаю по этому поводу?».

Когда тебя контролируют родители, друзья, соседи, учителя, полиция и государственные институты, нужно ли следить за собой самому? Находясь в обществе с доминирующим внешним локусом контроля, имеет ли человек возможность самостоятельно научиться контролировать свои поступки, сверять их с внутренним идеалом? Практика показывает, что нет.

Любой человек нуждается в балансе жесткости и гибкости

Второй фактор нарастания контраварийных тенденций состоит в том, что любой человек нуждается в балансе жесткости и гибкости, в разумных границах и наличии правил, с двойной системой контроля – внешнего и внутреннего. В условиях жесткого внешнего контроля (как в исламских странах) жизнь контролируемого человека естественным образом превращается в увлекательный квест по обходу навязанных извне правил. И нам ли, продуктам (пост)советской системы, научившимся обходить любые законы, от запрета соцсетей до правил дорожного движения и календаря прививок, об этом не знать? Думаю, именно эта игра в прятки со Всевышним включается у мусульман, оказавшихся вне зоны контроля семьи и общества.

Как насчет встречного движения? Думаю, ситуация с обращением в ислам украинских студентов тоже завязана на правилах и контроле. Но иначе. Многие из тех, кто сегодня учатся в ВУЗах, выросли вообще без какого-либо контроля и правил (родители на работе и в сериалах; позиции школы и других государственных институтов ослаблены донельзя; традиция компенсировать строгость правил необязательностью и избирательностью их применения). И теперь молодые украинцы ищут для себя не столько внешний контроль, сколько четкую и понятную, единую для всех ее приверженцев систему координат, с четкой маркировкой границ добра и зла. И легко находят ее в исламе. Наша привычка игнорировать детали – разницу между свободой и хаосом, например, играет с нами злую шутку.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Но ведь и среди студентов-мусульман, и среди нас лишь немногие соблюдают правила (ислама или законов дорожного движения, в полном объеме или частично). Кто же эти загадочные исключения? Почему они столь странно себя ведут?

По моим наблюдениям, это люди, присвоившие внешние правила – увидевшие их смысл, пользу, рациональность, либо принявшие их на веру, и сделавшие их своими внутренними правилами. Людей с внутренним локусом контроля гораздо сложнее сбить с их убеждений, независимо от того, где, при каких обстоятельствах и в каком обществе они оказываются. Они соблюдают Рамадан даже в жару, в Украине, окруженные привлекательными полуодетыми барышнями, и рады этому; они пристегиваются даже в отсутствие ГАИ; они ведут себя так, как считают правильным. Это не всегда увлекательно и удобно, но они знают, что считают правильным, а что – нет. Потому что они привыкли задавать себе массу вопросов, а потом отвечать на них и отвечать за свое поведение.

И скорее всего, в их детстве, мусульманском или светском, был кто-то, кто их этому научил. Кто поставил границы и установил правила, кто объяснял их смысл, обсуждал, стоял на своем и шел на компромиссы. Кто задавал вопросы, часто неудобные для себя же. Или не делал этого. И теперь этот кто-то видит результаты своих действий.

Если честно, я не знаю, как бы я реагировала, если бы моя дочь, повзрослев, приняла ислам. И не знаю, что ощущают сейчас родители тех самых знакомых украинских ребят-мусульман. Но я догадываюсь, какие чувства испытывают родители марокканцев, соблюдающих все нормы ислама здесь, в Украине. Думаю, это гордость.

Гуляя в ближайшее время по городу, посмотрите вокруг, проанализируйте окружающих вас людей и самих себя с точки зрения следования присвоенным и внешним правилам. На предмет внешнего и внутреннего локуса контроля. Такое размышление поможет сделать правильные выводы относительно общения со своими детьми, близкими и подчиненными. А может быть, даже стать более толерантным к себе и к молодым иностранцам.

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X