Почему от вас уходят лучшие сотрудники. Блог карьерного коуча
Когда человек принимает решение уходить из компании, он может озвучить сотню причин своего ухода. Зачастую, если человек честен, невысокая заработная плата будет где-то на предпоследнем месте. И не потому, что размер зарплаты не имеет для него значения.

Современная талантливая молодежь не скрывает, что приходит работать в компанию, а уходит от руководителя. Ключевые игроки, долгое время работающие в одной фирме, тоже скажут, что остаются верными ей не из-за денег. Как и молодые специалисты, они приходили в компанию, а остаются из-за руководителя.
И в большой, и в маленькой фирме все вращается вокруг руководителя. В маленькой – вокруг собственника, в большой – вокруг руководителей подразделений. Личность собственника или руководителя компании – это основа всего. Часто можно наблюдать, как эйчары придумывают все новые системы мотивации, а ценные кадры все равно выстраиваются у выхода. Они уходят от руководителя.
Спросите тех, кто уходит, и у тех, кто долгое время остается верен одной компании, почему они уходят от вторых и остаются у первых. В разной интерпретации вам назовут четыре слова: манипуляция, вдохновение, цена и ценность.
Манипуляция. Есть два способа повлиять на человека: манипулировать или вдохновить. Манипуляция в самых различных ее формах зашита в многоуровневые системы мотивации: корпоративные вечеринки, оплата стоматолога и бонусы за достижение сверхрезультатов, обучение и доплата за каждый отработанный сверх нормы час и т. д. Временами, когда голод кадров (не путайте с кадровым голодом) достигает пика, HR-менеджеры подключают «тяжелую артиллерию». Например, премии за хорошую работу (будто заработную плату специалисты получают за плохую работу или за сам факт физического пребывания на рабочем месте).
Система ценностей – вместо мотивации, вдохновение – вместо манипуляцииМанипуляция в долгосрочной перспективе не обеспечит бизнесу высокие результаты. Она может быть хороша только в краткосрочной перспективе для небольших разовых проектов. Если ваша цель – команда, с которой вы хотите играть вдолгую, такой подход попросту вреден. Если лучшие специалисты, которые работают на вас только из-за денег, сами не захотят в какой-то момент сменить вашу компанию на ту, где платят на $50 больше, то это решат за них те, кто на подборе персонала зарабатывает по 20-30% процентов от годовой зарплаты кандидатов. Если команда работает с вами только из-за денег и не стремится к развитию на бесплатной основе, она не почувствует такого порыва и за дополнительные $200 к зарплате.
Взгляните на себя. Ведь вы лично не смотрите на работодателя исключительно сквозь линзу соотношения «зарплата – страховка – автомобиль с водителем – круассаны по четвергам и фрукты или пиво с орешками по пятницам»? Фантиков и бантиков, на которые введутся «специалисты» – множество. Обычно, чем больше фантиков и бантиков, тем меньше настоящего смысла в работе и в конечном продукте. И если ваши «суперконсультанты» придумали суперфантик, то вы, конечно, можете претендовать на лидерские позиции в сегменте фантиков… Правда, очень недолго. Каким бы особенным не был пряник, очень быстро найдутся те, кто предложит такой же, только с вишенкой сверху.

Вдохновение. Достичь истинного успеха, долгосрочного сотрудничества можно, только вдохновляя команду на работу и лучший результат. Руководители, способные вдохновить команду на действия, могут дать им самое важное – ощущение цели и причастности. Это и есть те волшебные таблетки, которые мы так выпрашиваем у ведущих консультантов в сфере управления персоналом.
Ценность. Нет более работающей мотивации для человека, чем собственная значимость и причастность к чему-то важному. И чем выше ценность того, чем занимается компания, чем сильнее команда ощущает свою причастность к тому, что создает, тем больше у команды желания создавать и делать больше – чтоб еще больше ощущать свою личную значимость. Успешные компании успешны тем, что создают ценные продукты и объединяют людей, для которых важна причастность к чему-то значимому. Вдохновленные сотрудники создают по-настоящему сильные компании.
Если у вас как у руководителя нет видения «вдохновляющего будущего», если вы как руководитель не понимаете ценности продукта, который создает ваш бизнес, то вскоре сотрудники станут безразличными — даже с ежеквартальными премиальными.
Цена. Какую цену лично вы готовы заплатить, чтобы каждый день быть причастным к созданию значимого бизнеса, меняющего среду? И хватит ли вам восемь часов рабочего времени, чтобы в полной мере ощущать себя причастным к тому, что важно для вас, вашей компании, ваших близких, вашей страны?
Система ценностей – вместо мотивации, вдохновение – вместо манипуляции. Вот инструменты, которые создают внутри компании среду, где доверие и преданность становятся нормой. Хитрые системы мотивации в такой среде становятся пережитком прошлого, вместе с системами учета рабочего времени, отсиженного в дорогом или не очень костюме, чтобы на заработанные деньги купить еще один костюм.
Больше блогов здесь