Почему мы забываем первые годы своей жизни. Блог британского психолога

3 декабря 2016, 09:03
Психологи пытаются разгадать феномен «инфантильной амнезии» более столетия и до сих пор не могут объяснить его до конца

Многие не помнят первые 3-4 года своей жизни. Но чаще забываются и события, произошедшие до семи лет. Когда мы пытаемся вспомнить что-то из раннего детства, отрывки получаются размытые. Непонятно, происходило ли это на самом деле, или мы просто воссоздаем то, что видели на старых фотографиях или слышали в рассказах других людей.

Видео дня

Психологи пытаются разгадать феномен «инфантильной амнезии» более столетия и до сих пор не могут растолковать его до конца.

Самое очевидное объяснение: люди не помнят раннее детство, потому что у новорожденных и детей младшего возраста не полностью развита память. Тем не менее, у полугодовалого ребенка есть и краткосрочная память, длящаяся несколько минут, и долгосрочная, задерживающаяся на несколько недель, если не месяцев. В ходе одного из исследований ученые обнаружили, что шестимесячные малыши помнят, как нажимать на рычаг управления игрушечным поездом от двух до трех недель после того, как последний раз видели игрушку.

Тем временем дошкольники могут помнить события, произошедшие около года назад. Правда, непонятно, является ли долгосрочная память в раннем возрасте по-настоящему автобиографической.

Конечно, память в раннем возрасте не настолько сильна, как во взрослой жизни. Она созревает вплоть до подросткового возраста. Изменения в процессе развития базовых функций памяти являются одной из наиболее правдоподобных теорий относительно инфантильной амнезии на сегодняшний день. Базовые процессы задействуют несколько областей мозга и включают в себя формирование, сохранение и воссоздание памяти. Например, считается, что гиппокамп отвечает за формирование воспоминаний. Эта часть мозга развивается, как минимум, до семи лет.

Кроме того, нам известно, что у детей и подростков бывают более ранние воспоминания, чем у взрослых. Соответственно, можно предположить, что проблема заключается не столько в формировании воспоминаний, сколько в их сохранении.

Но и это не вся история. По нашим наблюдениям, здесь играет свою роль и такой фактор, как речь. В возрасте от одного до шести лет дети прогрессируют в языковых навыках от уровня одного слова до свободного владения родным языком. То есть в вербальных способностях ребенка происходят серьезные изменения, совпадающие во времени с периодом инфантильной амнезии. Это касается и использования в речи прошлого времени, связанных с памятью слов («помнить», «забывать») и личных местоимений (самый популярный – «мое»).

Чаще всего люди забывают события, произошедшие до семи лет

В некоторой степени правильно будет сказать, что способность ребенка выразить словами событие в момент, когда оно произошло, определяет то, насколько хорошо он будет помнить это через несколько месяцев или лет. Ученые провели исследование среди детей младшего возраста, которые попадали в отделение скорой помощи с распространенными детскими травмами. Дети в возрасте от 26 месяцев, которые могли выразить словами, что с ними случилось, вспоминали это и через пять лет. Те же, кто так и не смог описать свою травму, вспоминали об этом событии очень отрывисто или вообще не помнили его. Соответственно, можно предположить, что довербальные воспоминания забываются, если не отображаются в речи.

Социальное и культурное влияние

Большинство исследований роли речи посвящены определенной форме вербального изложения и ее социальной функции – повествованию. Когда родители рассказывают своим маленьким детям о прошедших событиях, они косвенным образом учат их навыкам повествования – какого рода события нужно запоминать и как структурировать свою речь, чтобы другие могли это понять.

В отличие от обычного изложения информации, истории из воспоминаний выполняют важную социальную функцию – благодаря им люди делятся опытом друг с другом. Семейные истории обеспечивают доступ к воспоминаниям и через много лет, они улучшают согласованность повествования, хронологию событий, тему и память о пережитых эмоциях. Чем согласованнее история, тем лучше ее помнят. Представители народа маори имеют самые ранние воспоминания (с 2,5 лет) в мире. Объясняется это тем, что маори рассказывают семейные истории в объяснительном стиле.

В разных культурах совместные воспоминания выполняют разные социальные функции, что влияет на количество, качество и сроки ранних автобиографических воспоминаний. В культурах, ценящих автономность (Северная Америка, Западная Европа), родители больше рассказывают о личном опыте детей, их предпочтениях и чувствах, а не об отношениях с другими, социальных традициях и стандартах поведения. Например, американский ребенок скорее вспомнит, как получил золотую звезду в дошкольном возрасте, а китайский – как со сверстниками учил в детсаде песню.

Важно помнить: несмотря на то, что мы не можем точно воспроизвести определенные события из своего детства, в совокупности они накладывают свой отпечаток и влияют на наше дальнейшее поведение. Первые несколько лет жизни парадоксально легко забываются, но очень сильно влияют на то, какими людьми мы становимся в старшем возрасте.

The Conversation

Перевод НВ

Впервые опубликовано на The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X