Защитный пессимизм. Почему не всегда стоит верить в лучшее
Такой стиль мышления повышает вероятность достижения цели и улучшает прогнозирование будущего
Неразбившийся стакан или золотая середина между оптимизмом и пессимизмом. Люди склонны к крайностям. Как адепты «позитивного мышления», которые собираются уничтожить «токсичный пессимизм», так и пессимисты, которые способны увидеть все в дурном свете. Суть, как всегда, в деталях. Нереалистический оптимизм — отношение, при котором вы фокусируетесь на маловероятных или невероятных сценариях, фантазируете для получения удовольствия. Но такое фантазирование уменьшает вероятность действовать, снижает шансы изменить образ жизни (в частности, похудеть), уменьшает прикладываемые усилия (в частности, прилежание студентов).
Также не сильно помогает и разновидность стратегического оптимизма как вера в благоприятное будущее (belief in a favorable future) — это любопытное когнитивное искажение, когда мы настолько сильно убеждены в том, что нечто произойдет, что прекращаем работать над достижением того, во что так верим, разговаривать об этом и уменьшаем вероятность осуществления в будущем того, во что так безоглядно верим. Например, мы можем верить, что другие люди сами по себе неизбежно придут к пониманию важности здорового питания, заботы о сне, обследованиях и так далее, ведь для нас это так очевидно! Увы, не придут.
Защитный пессимизм не вредит здоровью
Полезный пессимизм — это защитный (оборонительный) пессимизм. Все по закону Мэрфи — «все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так», поэтому нужно выявить слабые места и продумать план по защите. Как защитную стратегию защитный пессимизм описала Нэнси Кантор в 1980-х, но этот подход был известен давно: «готовься к худшему». Стоики практиковали premediatio malorum: представлять тяжелые ситуации, когда мы теряем самое важное для себя, и проживать их, искать выход и реагировать конструктивно.
Защитные пессимисты фокусируются на реальных сценариях, где что-то может пойти не так, и предпринимают конкретные действия для предотвращения этого. Такой пессимизм, в отличие от генерализованного пессимизма («все виноваты», «все плохо», «я не смогу» и так далее), не вредит здоровью. Часто люди боятся думать о плохих сценариях, мол, это притянет беду. Нет, не притянет. Такие мысли скорее отзвуки магического мышления «думаю о плохом, значит притягиваю плохое».
Исследования показали, что защитный пессимизм помогает снизить тревогу, повышает вероятность достижения цели. Снижение настроения помогает защитным пессимистам продуктивнее работать. Защитный пессимизм учит предсказывать и предотвращать нежелательные исходы, он улучшает прогнозирование будущего. Чаще к нему прибегают люди со склонность к тревоге и нейротизму, которые используют его для защиты и повышения уверенности в себе, снижения самокритики.
Защитные пессимисты лучше выполняют назначения врача, в то время как излишне оптимистичные бросают лечение. Защитные пессимисты чаще моют руки и проходят обследования. Также они лучше готовятся к экзаменам. Предприниматели, склонные к защитному пессимизму, в течении 20 лет заработали на 25% больше, чем оптимисты.
Что это значит? Важно пользоваться преимуществами обоих стилей мышления. Пусть реалистичный оптимизм помогает вам строить планы, а защитный пессимизм позволяет устранять препятствия для достижения ваших оптимистических целей. Наполовину полон или наполовину пуст — неважно, ведь стакан целый, хотя мог бы быть разбитым.

Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов здесь