Пять советов для лидеров. Как эффективно коммуницировать онлайн
Задача лидера — дать ответы на вопросы, даже если их не задают
Новая реальность нашей работы стала настоящим вызовом для привычной и для многих лидеров уже хорошо отработанной системы коммуникации. Помните, что у нас впереди еще месяц карантина.
С точки зрения нашего мозга — впереди месяц, за который мы создадим и закрепим привычки, которые затем будут определять стиль и формат нашего взаимодействия. 30 дней — более чем достаточно для образования и укрепления новых нейронных связей.
По сути, все это время мы будем создавать новые привычки, которые после карантина будут определять нашу жизнь.
Давайте добавим внимания и осознанности тому, что создаем сейчас, для того, чтобы понимать, как жить потом.
Три крупнейших барьера эффективной виртуальной коммуникации:
1. Отсутствие зрительного контакта, который за счет действия зеркальных нейронов способствует лучшему пониманию смысла сообщения.
2. Отсутствие невербальных средств коммуникации — мы лишь на 7% воспринимаем информацию посредством слов и на 73% — посредством жестов, мимики, поз, выражения лица.
3. Отсутствие возможности отслеживать реакцию собеседника на услышанное, а следовательно и возможности оперативно менять содержание и форму сообщения.
Такие барьеры еще больше затрудняют переход на новый удаленный режим работы и лидера, и команды и вызывают психологическое и эмоциональное сопротивление команды новому деловому контексту.
К сожалению, на ближайшее время выбора нет — надо учиться эффективно коммуницировать в новом виртуальном режиме. Есть немало примеров преимуществ работы виртуальных команд, однако нельзя игнорировать риски дистанционной работы, связанные, прежде всего, со снижением вовлеченности, потерей доверия и несогласованностью действий. Все риски минимизирует правильно организованная коммуникация.
Вот пять основных принципов, которые вам помогут.
1 Будьте всегда на связи.
Чем больше, тем лучше. Лидеру важно на уровне стратегии выделить больше, чем обычно, времени на коммуникацию. Поначалу люди ощущают заметный стресс, раздражение, их переполняют вопросы. Отсутствие возможности их решить — дополнительный деструктор для команды.
Удаленный формат работы вызвал немало изменений в обычном режиме работы, и, в первую очередь, в возможности услышать и быть услышанным здесь и сейчас.
Чем более системной будет коммуникация лидера, тем лучшим будет взаимодействие.
Запланируйте систему коммуникации, которая бы позволяла оперативно быть с вами на связи, пусть даже виртуально.

Команда должна чувствовать, что вы всегда рядом, даже если ваше «рядом» виртуальное.
2 Кофе не отменяется.
Доверие и чувство сообщества во многом определяют неформальные разговоры — большая часть из которых происходит в офисах за кофе, обедами, в коридорах, на балконах и террасах.
Люди тяжело переживают изолированность в условиях карантина, а невозможность получать традиционные дозы общения провоцирует еще большее раздражение.
Запланируйте и по возможности внесите в календарь «разговоры за чашкой кофе», где вы и ваши коллеги смогут как раньше обсуждать вещи, которые прямо не касаются их работы или офисной жизни.
Очень желательно такие «виртуальные разговоры за кофе» проводить в видеомесенджерах. Таким образом вы, среди прочего, сможете замечать и настроение коллег, и их эмоциональные состояние.
Здесь главное правило сделать такие видеовстречи системными.
3 Повышайте стоимость времени.
Среди многих недостатков карантина одним из критических стала потеря осознания времени. Время будто стало пластилиновым: утро перетекает в обед, ужин, следующий день. Мы все потеряли ощущение быстротечности времени, в частности потому, что потеряли привычный ритм работы, а на новый еще не успели настроиться.
Задача лидера задать и поддержать темп работы в виртуальном формате. Действенный инструментом для решения этой задачи — запланированные и внесенные в календарь видеовстречи. Это организует людей, иногда даже является стимулом переодеть пижаму и вылезти из кровати.
Тема, цель, ожидаемые результаты и согласованный план действий — обязательные составляющие виртуальных рабочих встреч. Каждая следующая должна начинаться с обсуждения результатов выполнения договоренностей предыдущей.
4 Избавьтесь от лишнего.
Например, от привычки начинать встречи позже запланированного времени.
Вы всегда ждали по 10−15 минут, пока все дойдут до комнаты переговоров с разных этажей и из коридоров. В удаленной работе большинству из нас надо перейти только из одной комнаты в другую.
Или от того, что во время встречи коллеги отвлекаются на компьютеры, телефоны, статьи
Или от обычая перебивать друг друга. Договоритесь во время видеовстреч о формате проведения и определите модератора, который, учитывая план и участников, сможет заранее спланировать время, формат обсуждения и даже очередность спикеров.
Или от готовности менять свое мнение только потому, что большинство думает иначе. Возможность во время видеоконференций писать комментарии в режиме онлайн может обеспечить «право голоса» и возможность выразить свое мнение каждому участнику встречи. Попросите коллег записать ответы на вопросы в чате, после чего начните их обсуждать.
5 Отвечайте на вопросы, которые не задают.
Это хорошая практика для лидеров и в «обычные времена» — а тем более, когда мы переживаем турбулентность и пока крупнейшую за всю историю неопределенность.
Без лишних опросов и исследований доминирующей реакцией сотрудников на события, происходящие сейчас, является страх, ощущение угрозы и тревожность.
Некоторые могут прямо спросить, когда ожидать сокращения заработной платы или отмены медицинского страхового полиса. Большинство обсуждают эти гипотезы в закрытых чатах.
Задача лидера — дать ответы на вопросы, даже если их не задают напрямую.
Создайте так называемый «выпуск новостей», который в первые недели следует проводить каждый день. Информируйте на таких выпусках об изменениях на уровне компании, опережая вопросы и домыслы коллег.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов здесь