Отправляйтесь в Париж. Почему стоит посетить выставку Фрэнсиса Бэкона

4 ноября 2019, 19:53

Бэкон: книги и живопись — первая масштабная презентация Бэкона во Франции за последние 20 лет

Изучая наследие какого-либо автора мы, как правило, ищем истоки его творчества в творчестве деятелей из его же среды. Другими словами, чтобы понять писателя, нужно, в первую очередь, обратить внимание на то, что он читал, в то время как стиль живописца проще всего объяснить, если знать, на каких художников он ориентировался и чьи приемы пытался наследовать. Зачастую мы забываем, что опыт художника, как и опыт любого человека, всегда неоднороден и не сводится к одному только визуальному (или какому-либо еще) восприятию.

Видео дня

Хороший способ убедиться в этом на наглядном примере — посетить масштабную ретроспективную выставку Бэкон: книги и живопись в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Один из самых выдающихся живописцев ХХ века, Бэкон интересовался литературой не меньше, чем изобразительным искусством. По воспоминаниям друзей художника, его мастерская в Лондоне была буквально усеяна книгами. После смерти Бэкона около 1300 раннее принадлежавших ему книг были переданы в библиотеку Тринити-колледжа в Дублине. Среди них работы Ницше, Батая, Лейриса, Конрада и Элиота, авторов, произведения которых Бэкон знал чуть ли не наизусть.

Портрет Джорджа Дайера в зеркале (1968) (Фото: предоставлено автором)
Портрет Джорджа Дайера в зеркале (1968) / Фото: предоставлено автором

Напомню, что одна из заявленных выставочных стратегий Центра Помпиду — переоценка творчества знаковых художников ХХ века. В этом ключе были подготовлены ретроспективы Марселя Дюшана, Рене Магритта, Андре Дерена и Анри Матисса. Когда настал черед Фрэнсиса Бэкона, было принято решение познакомить публику с Бэконом-читателем и Бэконом-интеллектуалом — важными фигурами для понимания предпосылок своеобразного стиля Бэкона-живописца. «У меня было чувство, будто некоторые из этих книг, взятые вместе, могли бы раскрыть истинный смысл бэконовского проекта», — говорит Дидье Оттинже, куратор выставки, о знакомстве с библиотекой Бэкона.

Вторая версия ‘картины 1946 года’ (1971) (Фото: предоставлено автором)
Вторая версия ‘картины 1946 года’ (1971) / Фото: предоставлено автором

Некоторые работы Бэкона содержат прямые отсылки к литературным произведениям, например, Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота, в то время как другие заимствуют лишь общую атмосферу и отдельные образы. Так в интересе к телесности, пограничным эмоциональным и физическим состояниям легко угадывается влияние Коллежа социологии, с представителями которого Бэкон был знаком лично. Например, с Мишелем Лейрисом, философия которого Бэкону была очень близка, он поддерживал дружеские отношения. Более того, впоследствии портрет Лейриса стал одной из знаковых работ Бэкона. В целом же, несмотря на интерес к литературе разного толка, литературные предпочтения Бэкона явно свидетельствуют о симпатии художника к писателям, выступавшим против предрассудков и убеждений их времени — как религиозных, так и политических.

Портрет Мишеля Лейриса (1978) (Фото: предоставлено автором)
Портрет Мишеля Лейриса (1978) / Фото: предоставлено автором
Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота (1967) (Фото: предоставлено автором)
Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота (1967) / Фото: предоставлено автором

На выставке представлены около 60 работ Бэкона, включая 12 триптихов. Основной фокус ретроспективы — на творчестве периода 1971−1992 годов. 1992 — год смерти художника, а 1971 в качестве точки отсчета выбран не случайно — этот год во многом стал переломным в жизни Бэкона. Выставка в Национальных галереях Grand Palais сделала его по-настоящему известным и признанным художником, в то время как самоубийство возлюбленного накануне открытия в Grand Palais и связанное с ним переживание чувства вины ознаменовало начало нового, позднего, периода в творчестве Бэкона. Живопись этого периода отличается от более ранних работ мифологическими мотивами, исполненными символизма упрощенными формами и более интенсивной цветовой палитрой.

Три портрета – Посмертный портрет Джорджа Дайера; Автопортрет; Портрет Люсьена Фрейда (1973) (Фото: предоставлено автором)
Три портрета – Посмертный портрет Джорджа Дайера; Автопортрет; Портрет Люсьена Фрейда (1973) / Фото: предоставлено автором

Бэкон: книги и живопись — первая масштабная презентация Бэкона во Франции за последние 20 лет. Последняя монографическая выставка Бэкона состоялась в Центре Жоржа Помпиду в 1996 году. Выставка расположена в шести залах и имеет аудиосопровождение: в каждом зале звучат отрывки из книг любимых авторов художника. Также в рамках выставки проходят разнообразные литературные мероприятия: семинары, чтения, перформансы и т. д. Позднее будет издан каталог выставки с антологией текстов в качестве его составляющей.

Выставку можно посетить до 20 января.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X