Даже во времена COVID-19. Почему стоит учиться за границей

7 апреля 2021, 20:43

Большой недостаток украинской образовательной системы — ее оторванность от мирового научного дискурса

За полгода, которые я учусь в Женеве, уже несколько моих украинских знакомых недвусмысленно намекали мне, что образование за рубежом особо ничего не добавляет человеку, особенно если этот человек хочет вернуться работать в Украину. От этого становится и больно, и обидно, и страшно интересно. Ведь чем чаще я слышу сомнения о целесообразности обучения за пределами Украины, тем большему количеству украинцев мне хочется объяснить, что нет никакого смысла критиковать высшее образование за рубежом, имея опыт обучения только в украинской системе образования. Это два разных подхода к организации познавательного процесса, они не сравнимы, каждый из них предоставляет свои конкурентные преимущества на рынке труда, а сочетание двух делает человека желанным кадром для многих работодателей.

Видео дня

Я училась в очень «сильном» украинском вузе до сих пор, даже здесь в Женеве, пользуюсь теми знаниями, которые получила в Украине. Однако, сравнивая два разных опыта получения магистерской степени, могу сказать, что большим недостатком нашей образовательной системы является ее локализованность, оторванность от мирового научного дискурса. Например, в течение первого семестра мы читали работы авторов из Латинской и Северной Америки, Европы, Африки и Азии. Однако я почти не встречала ни одной статьи украинских ученых. Более того, никогда не было упоминаний, что какой-либо украинский ученый приобщился к разработке, скажем, Миннесотского протокола о расследовании потенциально незаконных смертей или Белфастского руководства по амнистии и ответственности, хотя авторами этих документов выступили множество ученых из университетов всего мира.

Команда моей академии приглашает лучших профессоров со всего мира

И это большой вред, потому что у нас, украинцев, к сожалению, есть много «печального» опыта, которым мы можем поделиться, у нашего контекста есть особенности, которые могут быть учтены на мировом уровне, однако наша гуманитарная наука настолько не выходит за пределы нашей страны, что о нас продолжают не знать в мире. А это, в свою очередь, очень вредит процессу, ведь профессор, который может рассказать своим студентам, как на самом деле, на практике происходит процесс написания международных конвенций, руководств, как готовятся решения международных трибуналов, может потенциально подготовить гораздо лучших, осведомленных специалистов, которые станут конкурентными не только в пределах Украины, а и на мировом уровне.

Кроме этого, здесь в Женеве мы не учимся по учебникам. Мы готовимся к занятиям по научным статьям, опубликованным в научных журналах. Я, кстати, именно здесь впервые поняла, зачем существуют эти научные журналы, ведь их украинские аналоги казались мне всегда большой формальностью, необходимой только для того, чтобы где-то напечатать свои «тезисы», которые никто никогда потом не станет читать. Здесь же научные журналы — это основа для начала научной дискуссии, источник новых идей, площадки обмена мнениями. Это живые, активные и самодостаточные системы, которые органично вписываются в научную жизнь общества. Без того чтобы ученый регулярно читал научные журналы, сложно представить европейскую науку, ведь как еще он сможет быть в фарватере всех событий? Я теперь вообще не могу понять, как украинские ученые обмениваются научными мыслями? Да и обмениваются ли вообще?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Также за рубежом весьма интересен способ преподавания предметов. Во-первых, у каждого преподавателя есть свой подход к преподаванию. Универсальной стандартизированной методики нет. Вспоминая сейчас обучение в Харькове, удивляюсь, как можно гражданское право и уголовный процесс выкладывать по одной и той же методике? Ранее об этом даже не думала, воспринимала все как норму. Сейчас же вспоминаю это с очень критической точки зрения. Например, здесь в Женеве кто-то из преподавателей отправляет заранее записанные видеолекции, а на встречах происходит только обсуждение дискуссионных и неоднозначных вопросов по теме занятия, требующих от студентов достаточно основательной подготовки. Другие преподаватели приглашают разных спикеров — признанных мировых экспертов по теме занятия, которые могут поделиться свежими, актуальными наработками мирового сообщества в соответствующей области. Поэтому существует атмосфера динамичности. Учиться никогда не скучно. Кроме этого, любой теоретический материал очень привязан к практическим кейсам (ситуациям из реальной жизни), поэтому никогда нет ощущения того, что учишь «сухую теорию», которая неизвестно для чего нужна. Всегда есть стопроцентная уверенность, что изучаешь то, что потом будешь использовать в работе.

И конечно же, люди, которые тебя окружают в течение всего срока обучения. Команда моей академии приглашает лучших профессоров всего мира. Например, сейчас один из курсов у нас преподает юридический советник Верховного комиссара ООН по правам человека. Кроме того, моя группа состоит из студентов со всех континентов, что создает очень интересную, но одновременно непростую атмосферу — постоянно нужно учиться находить общий язык в мультикультурной среде, а это не всегда является простой задачей, но оказывается очень хорошим упражнением, особенно для нас, украинских специалистов.

К тому же качество европейского образования всегда одинаково высокого уровня. Мне «повезло» учиться во времена разгула COVID-19 в Европе и наблюдать, как европейцы реагируют на вызовы, которые перед ними предстали в связи с пандемией. Академия не отменила ни одного занятия в течение года, и тогда наш учебный год был переустроен под требования времени и ситуации так, чтобы максимально сохранить качество образовательного процесса. Поскольку из-за закрытия посольств и границ в разных странах не все студенты смогли вовремя получить студенческие визы и приехать на обучение в сентябре, с первых дней у нас были комбинированное преподавания, то есть одна часть студентов вместе с преподавателем были в оффлайн-аудитории в масках и с санитайзерами, а другая часть — подключалась к занятию через ZOOM-платформу. Даже когда впоследствии в Женеве всех студентов перевели на онлайн-обучение, никаких упрощений учебных планов или экзаменационных сессий, как я это наблюдала в Украине, не было. Принципиальность подходов к качеству учебного процесса меня приятно поразила.

Я еще могла бы расписывать о том, что привлекает людей в обучении за рубежом, и объема этой колонки точно не хватит, чтобы рассказать обо всех моих личных впечатлениях от этого уникального опыта. За короткое время обучения в Женеве я научилась рассматривать различные общественные процессы под несколько иным углом, чем привыкла это делать в Украине. Обучение за рубежом однозначно расширило мой кругозор. Здесь я учусь не поляризовать проблемы, не разделять события на плохие/хорошие, а скорее, внимательно их рассматривать, рефлексировать, уметь находить и минусы, и плюсы, а соответственно, обучаюсь гибкости в принятии решений. И если бы меня спросили, захотела бы я учиться за рубежом, зная, что меня ждут бессонные ночи над книгами, бесконечные учебные сессии в лучах экрана ноутбука, а порой и моменты живого обучения — строгого физического дистанцирования, масочный режим, стерилизация рук и рабочего места едкими дезинфицирующими растворами, — я бы однозначно ответила ДА.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X