Образование для стартапера. Как подготовить детей к цифровому будущему

7 июня, 19:53
Цей матеріал також доступний українською
Катрин Вага: «Правильный подход к обучению может заинтересовать даже в самых сложных областях» (Фото:ArturVerkhovetskiy/Depositphotos)

Катрин Вага: «Правильный подход к обучению может заинтересовать даже в самых сложных областях» (Фото:ArturVerkhovetskiy/Depositphotos)

Эстонская система школьного образования демонстрирует свою эффективность — у нее есть несколько особенностей, которые может позаимствовать и Украина

Образование в Украине уже не будет таким как когда-то. С началом полномасштабного вторжения изменились ценности в образовательных подходах, модели поведения учителей и учащихся, технологии все больше входят в образовательный процесс. Эстония пытается максимально помогать Украине в разных направлениях, в частности, и образовательных — поэтому предлагаю краткий срез о нашей образовательной системе, ее преимуществах и особенностях, которые может перенять Украина.

Видео дня

Ведь если искать «чудо» в подходе к обучению детей, Эстония — первая страна, где его можно найти. Именно она завоевала первенство среди других стран Европы в рейтинге PISA в 2018 году. Это специальная программа оценки качества образования, которая проводится раз в три года, по трем профилям: чтение, математика и естественные науки. В чем особенность эстонского школьного образования? Почему его называют своеобразным «чудом»?

Особенности эстонского школьного обучения. Образование в Эстонии — это комплексный подход, который начинается еще с детского садика. Почти каждый ребенок начинает посещать дошкольное учреждение с трехлетнего возраста, а то и раньше. Преподаватели уделяют значительное внимание физическому, умственному, социальному и эмоциональному развитию малышей. Детей приучают быть толерантными по отношению к другим, ответственными и социально активными — эта совокупность знаний является прекрасной базой для того, чтобы они могли самостоятельно справляться в повседневной жизни и школе.

В школу идут дети, достигшие семилетнего возраста. Образовательный минимум в Эстонии начинается с 1-го и заканчивается 9-м классом. Дальше обучение можно продолжить в средней школе (10−12 классы), или в профессионально-техническом заведении. Образование доступно для всех детей, несмотря на состояние их родителей, поскольку учебные заведения финансирует муниципалитет и только 5% составляют частные школы.

Но основная особенность организации образования в Эстонии — его цифровая составляющая. Все обучение переведено в электронную форму. У эстонских школьников нет дневников, а учителя — классных журналов. Все это заменяет цифровая платформа eKool, действующая в Эстонии с 2008 года. Нужно просто зарегистрироваться и получить виртуальный электронный кабинет. Там учителя выставляют оценки, размещают домашние задания, пишут сообщения родителям. Те, кстати, могут общаться с учителями через упомянутую платформу, не приходя в школу, что значительно экономит время. Ученики имеют доступ к материалам, которые учителя используют на уроках, и не беспокоятся, если что-то не успели записать. Также дети могут организовать собственное портфолио из лучших работ, которое может потребоваться для поступления в вузы.

Дети привыкают к постоянному развитию, учатся на ошибках и не боятся экспериментировать

Интересный момент с отметками. Благодаря eKool учитель может оценить знания учащегося, не афишируя их на весь класс. Если ребенок пожелает, он сам может поделиться результатами своих достижений с одноклассниками. Вербальные оценки выражаются не цифрами, а словами: «очень хорошо», или «тут надо немного доработать». Главное — направить ученика на успех и сделать так, чтобы он самостоятельно развивал свой интеллект.

Также важно добавить в систему оценки знаний, что еще с 90-х в Эстонии действует практика единых выпускных экзаменов, по результатам которых формируется проходной балл в ВУЗы — сравнить это можно с украинским ВНО.

Впрочем, не стоит забывать и еще один важный аспект успеха эстонского образования — учителя.

Образовательный технолог как секретное оружие. Эстония может похвастаться значительным интересом молодых специалистов к работе в школах. Ведь там зарплата учителя чуть больше средней по стране. К примеру, в 2019 году она составляла 1513 евро, а воспитатель в дошкольном учебном заведении получал 1145 евро.

Учителя в эстонских школах — самостоятельные авторитетные единицы. Они разрабатывают свои программы обучения и всегда следят за их современностью. Кроме того, в эстонских школах есть такое понятие, как «образовательный технолог». Это специалист — своеобразный проводник между учителем и сферой технологий, который может интегрировать все инновации в образовательный процесс. Образовательные технологи — больше чем опытные учителя. У них степень магистра и определенный стаж. В школах Эстонии подобные специалисты работают с 2005 года.

Также образовательные технологии занимаются обучением учителей, прокачивают их знания и интегрируют их под современные вызовы. Например, Людмила Рождественская — образовательный технолог из Таллинна, разработала проект для учителей математики Desmos. Благодаря ему можно научиться разрабатывать активность для уроков с помощью графического онлайн-калькулятора и конструктора обучающих активностей портала. Учителям предлагаются материалы зарубежных коллег, которые при желании можно адаптировать к своим урокам. Такая система, по мнению Рождественской, позволит лучше овладеть математикой в виртуальной среде и изменить подход учителей от старой к современной системе образования.

Учить сейчас то, что станет необходимым в будущем. Казалось бы, уже раскрыты все секреты успеха эстонского образования. Но не самый главный. Он кроется в умении видеть будущее и идти на несколько шагов вперед. Будущее — технологии. Несколько шагов вперед — начало их изучения еще в младших классах.

Ученикам еще нет и десяти, а они уже программируют роботов на разнообразные задания, считывают QR-коды через свои смартфоны и на практике выполняют поставленные учителем задания. Еще в 2014 году такой подход к обучению по-эстонски заинтересовал иностранные СМИ. Учителя объясняли: чем раньше начать учиться, тем больше дети смогут овладеть знаниями. Уже в старшей школе они не просто будут смотреть на компьютер, а знать, как его использовать.

Технологии всегда увлекали детей, несмотря на то, продолжат ли они их изучение и свяжут ли с ними свою жизнь дальше. В 2014 году финка Линди Люкас создала проект Hello Ruby, который предназначен для детей от 5 до 7 лет и направлен на изучение ими информационных технологий. В игровой форме автор объясняет детям основы программирования. Всего за месяц проект собрал 387 тысяч долларов, что в разы превысило ожидания Люкас, и стал популярным в нескольких десятках стран. Это еще раз доказывает стремление современного младшего поколения не только пользоваться технологиями, но и разбираться в них.

Правильный подход к обучению может заинтересовать даже в самых сложных областях и еще до окончания школы сформировать профессиональных специалистов. Станьте 3D-дизайнером в 15 лет? Легко! В 2016 году в одной эстонской школе начали активно использовать приложение для 3D-дизайна 3D Creationist. Благодаря ему школьникам не нужно сидеть за компьютерами, чтобы спроектировать ту или иную модель — ее можно сделать прямо с телефона на перемене или даже по дороге в школу, а уже через несколько минут увидеть то, что будет напечатано на 3D-принтере. Это продуктивный инструмент развития, который в дальнейшем может подтолкнуть к созданию тех предметов, которые популярны сейчас: чехлы для телефонов, украшения, детали для автомобилей и прочее, и стать удачным стартапом в развитии собственного бизнеса.

Покорить космос со школьной парты тоже можно. В этом году проект ESERO был официально введен на территории Эстонии для поддержки STEM-образования. ESERO — совместный стартап Европейского космического агентства и партнеров для развития образования и поощрения детей к изучению точных наук. Благодаря этому проекту школьники могут научиться разрабатывать программы для Международной космической станции, моделировать лунный лагерь или даже создавать спутники. Партнеры проекта обещают в дальнейшем обеспечить лучших учащихся профильной работой, на которую сейчас немалый спрос.

Следовательно, эстонская система образования изначально нацелена на то, чтобы воспитать из школьников профессиональных специалистов. Причем не узко направленных. Для этого используются современные системы, такие как STEM, которые охватывают несколько направлений: науку, технологии, инженерию и математику. Такое сочетание позволяет глубже изучать несколько предметов одновременно, а главное усваивать их на практике. Как результат — первенство в международных рейтингах оценки качества образования.

Но не только образовательных: с 2014 года, когда заработала правительственная программа e-Residency, помогающая бизнесам со всего мира получать эстонскую п рописку и вести бизнес онлайн, Эстония регулярно становится лидером в технологических рейтингах. Так, в рейтинге европейской венчурной компании Atomico Эстония — лидер среди европейских стран по количеству стартапов на душу населения: здесь он в 4,6 раза выше, чем в среднем по Европе. За 2021 год количество стартапов выросло на 49% и дальше тоже прогнозируется рост. Кроме того, на 1,3 млн населения всей страны в Эстонии самое большое количество «единорогов» на душу населения в Европе. Дети привыкают к постоянному развитию, учатся на ошибках и не боятся экспериментировать.

Эстония училась на примерах других стран, например Финляндии, но полностью не перенимала ее модели образования, а трансформировала под свои нужды. Так и любая другая страна может взять какие-то идеи для себя и развивать образовательную сферу на шаг впереди будущих вызовов.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X