Мифы и реальность. Как пандемия изменила высшее образование в США

10 февраля 2021, 20:43
Цей матеріал також доступний українською

Переход на онлайн-формат стал серьезным испытанием

Онлайн-обучение в период пандемии стало одной из самых благодатных тем для мемов. Занятия в школах и университетах сравнивали со спиритическими сеансами, смеялись над тем, что студенты мерещатся учителям даже в бытовых приборах, придумывали новый, коронавирусный словарь учителя. Вот как выглядит один из мемов, связанных с высшим образованием:

Видео дня
предоставлено автором
Фото: предоставлено автором

Этот мем особенно актуален для зарубежных вузов: те, кто в них поступил (заплатив немалые суммы, в среднем от $40 тыс. в государственных вузах до $65 в частных), вынуждены были оставаться в своих квартирах и учиться из дома. При этом они лишились одного из важнейших компонентов обучения — возможности общаться лично, постепенно обрастая профессиональными связями.

Студентка Александра Денисенко, поступившая в этом году в Гарвард, признается, что именно стало одной из главных причин, по которой она решила взять gap year — пропустить год: «Я хотела использовать все свои четыре года обучения в Гарварде полностью, от и до. Хотела физически присутствовать в кампусе, потому что для меня было очень важно привыкнуть к обучению в университете США, а это легче сделать, находясь в англоязычной среде и непосредственно контактируя с окружающим миром. Более того, я хотела заводить новые знакомства с интересными людьми, профессорами и однокурсниками в офлайн-формате, а также использовать всю возможную инфраструктуру — библиотеки, лаборатории, репетиторские центры и так далее».

Пока же Александра учится на сторонних онлайн-курсах по физике, много занимается волонтерством и работает репетитором по разным предметам.

Самые крупные американские университеты уже почти год работают онлайн и пока возвращаться к прежней жизни не собираются — слишком высоки риски. Те небольшие вузы, которые по финансовым причинам вынуждены были продолжать занятия офлайн, получили вспышки заболеваемости: в некоторых университетах студенты сотнями переболели ковидом.

Судя по всему, и 2021 год во многих учебных заведениях пройдет если не полностью, то уж точно частично онлайн.

Одна из причин рекордного роста заявок — миф о легком зачислении

Потеря нетворкинга, возможности завести личные контакты — лишь один из минусов. Добавьте сюда социальное расслоение, которое присутствует даже в элитных университетах: не у всех студентов есть компьютер для занятий и отдельная комната, где бы их не отвлекали.

Еще один минус — низкая эффективность онлайн-формата для больших групп, впрочем, не только для больших. Тех, кто уже имел достаточный опыт онлайн-преподавания, не так много, и все они подтверждают: для нормального обучения, при котором педагог не отвлекается и может уделять необходимое внимание студентам, желательно, чтобы в группе было не более 12−15 человек. А дальше возникает цепочка: меньше группа — дороже процесс.

В реальности быстро перейти в онлайн-режим дорого и сложно. Именно поэтому многие вузы и не захотели, точнее, просто не смогли снизить цены. Принстонский университет — один из немногих, кто смог позволить себе сделать скидки, и то невысокие — около 10%.

Одной из главных проблем стал и вопрос о честном тестировании: как сделать так, чтобы избежать списывания и обмана? Проблема «профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем» до сих пор так и не решена до конца.

Впрочем, есть и положительные стороны, о которых рассказывают сами студенты. Поступивший в университет Северной Каролины Максим Истомин говорит, что первый семестр прошел интересно, несмотря на то, что из-за карантина не удалось попасть ни в общежитие, ни на очные лекции. По его словам, в чем-то общение оказалось даже более живым: в зуме можно переговариваться с огромным количеством однокурсников, не мешая при этом преподавателю. Трудно представить себе такое в аудитории на 250 человек!

Переход на онлайн-формат привел и к увеличению числа заявок в элитных вузах, известных далеко за пределами США. Гарвард отчитался о рекорде: только по сравнению с прошлым годом претендентов стало на 42% или почти в полтора раза больше — 57 тысяч. О небывалом всплеске активности сообщает и Университет Тафтса.

Одна из причин рекордного роста заявок — миф о легком зачислении. Именно миф, а не реальность! Дело в том, что многие вузы (например, Корнеллский университет и Калифорнийский технологический институт) из-за пандемии отменили стандартизированное тестирование. Некоторые, как Массачусетский технологический институт, отменили SAT Subject осенью 2020 года. Это обнадежило тех, кто раньше думал, что не смог бы его пройти. В результате, подогретые мифом о легком поступлении абитуриенты стали буквально веером рассылать заявки — а вузы получили рекорды.

На самом же деле поступить стало не легче, а сложнее. Во-первых, из-за количества заявок конкурс стал выше. Во-вторых, из-за карантина молодые люди лишились возможности заниматься волонтерской деятельностью и спортом — а это учитывается при поступлении в университет. Не стоит забывать и о том, что сейчас некоторые школы перешли на систему pass/fail (зачет/незачет), что не дает возможным выделиться из толпы, получив А (высший балл).

Есть и еще одна причина, по которой поступить в престижные вузы стало сложнее. И это уже чистая математика: как уже было сказано, многие студенты решили сделать паузу — взять gap year. В Гарварде, например, такой возможностью воспользовались 20% студентов. Это означает, что учебу они начнут только в следующем году. В Университете Пенсильвании годовую паузу обычно берут примерно 50 студентов со всего потока. В этом году количество первокурсников, которые захотели взять gap year, подскочило до 200. Соответственно, часть — и весьма значительная! — мест на следующий год уже оказалась занята. Нетрудно догадаться, что это серьезно снизит шансы поступающих в следующем году.

В менее престижных местах картина выглядит немного иначе. Там нет наплыва заявок: часть поступивших не приехала из-за проблем с визами, а часть вообще не захотела учиться онлайн, и заполнить места топовыми студентами оказалось сложнее.

Иными словами, переход на онлайн-формат стал серьезным испытанием, которое вузы все еще продолжают проходить. И скорее всего, весь удачный опыт они впоследствии перенесут из онлайна в офлайн. Высшее образование, по крайней мере в США, будет двигаться в сторону так называемого blended learning — смешанного обучения. Так что популярные кружки с надписью You are on mute («У вас микрофон выключен», «Вы на мьюте») не устареют: из них можно будет пить кофе и дома, и в университетской аудитории.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X