В новых реалиях. Как должна измениться украинская школа

18 мая 2022, 13:53
Дмитрий Корчевский: «Ученики должны выработать новые навыки дистанционного обучения, а преподаватели — приспособиться к переменам» (Фото:svetlana.ozkaya.gmail.com/Depositphotos)

Дмитрий Корчевский: «Ученики должны выработать новые навыки дистанционного обучения, а преподаватели — приспособиться к переменам» (Фото:svetlana.ozkaya.gmail.com/Depositphotos)

Ради будущего наших детей мы должны построить эффективную систему образования

Война ускорила изменения в образовании: так или иначе, а украинским школьникам и преподавателям теперь придется быстро адаптироваться под мировые тренды и тенденции. Вызовы, с которыми столкнулись украинские ученики, студенты и преподаватели, станут движущей силой к трансформации образовательной системы.

Видео дня

Если раньше мы были уверены, что образование обеспечивается в конкретном физическом месте — школе, университете, академии, то теперь стало очевидно, что такая привязка невозможна. Завтра такого места уже может и не быть. Сотни разрушенных заведений образования и просвещения, вынужденная релокация учащихся и преподавателей и, как следствие, переход в формат абсолютного онлайн-обучения.

К чему это приведет?

Казалось бы, какая разница — урок в классе или с планшетом в подвале, но на самом деле мы привыкли, что обучение должно проходить «глаза в глаза» с преподавателем, он должен постоянно следить за учениками. Такая привычка сформировала некоторые особенности: преподаватель не отслеживает — ребенок отвлекается на посторонние вещи. В новых условиях качество старых подходов резко снижается, они перестанут быть действенными. Давние, еще советские, методы преподавания уже не будут работать.

Мы не можем больше держаться за старое

К примеру, школьная программа в Советском Союзе приучала к тому, что существует только один правильный ответ на вопрос, который нужно принять и запомнить. Но сегодня мы, как никогда, видим, что мир не является однозначным. В современном мире правильных ответов может быть миллион, все зависит от обстоятельств и условий.

Грандиозная проблема общества в том, что преподаватели, вместо того чтобы действовать, ждут команды. Однако им нужно самостоятельно усваивать изменившийся мир, не дожидаясь приказа. Проактивная позиция, поиск решений, новых технологий и подходов — это то, что позволит продвигаться вперед современной педагогической науке. А попытка реанимировать опыт Советского Союза, подстроиться его под новые реалии, тянет нас обратно, в прошлое. Мы не можем больше держаться за старое, его уже нет — оно разрушено.

В новых реалиях все, включая государство, должны трансформировать свое отношение к образованию, чтобы в будущем получить людей, мыслящих на современном уровне. Правительство должно поднять вопрос: кто такой современный учащийся? Какой смысл в образовании сегодня? Это должны быть четкие вопросы, на которые родители, общество и государство должны давать четкие ответы. Иначе наше место займет какая-нибудь британская или финская школа, уже проведшая трансформацию и получившая более высокие результаты.

Самая главная тенденция, которая возникла еще во времена пандемии, а с начала войны закрепилась — это переход на децентрализованное или дистанционное образование. Учащиеся должны выработать новые навыки дистанционного обучения, а преподаватели — подстроиться к переменам и прекратить выстраивать свое учебное пространство обычным офлайн-способом. Уроки должны длиться не 45 минут, а 10. Смешанные динамические группы должны объединять детей всех возрастов, состав этих групп может изменяться. Дети должны получить вариативность в ответе и свободу выбора.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Мы оказались на революционном изломе привычных стандартов образования в направлении релевантного времени подхода — отрицание прошлого опыта и его переосмысление.

Еще один тренд, набирающий обороты в мире, — это геймификация обучения. Прошлые педагогические подходы устарели, а разработчики игр давно нашли инструменты, позволяющие удерживать внимание достаточно долго. Дистанционное обучение может быть и эффективно, если это игра, где за каждый положительный ответ ребенок будет получать вознаграждение. Например, в виде монет или кристаллов, или даже криптовалюты. Такого рода подкрепление будет преподноситься детям в игровой механике, к которой они привыкли, играя в компьютерные игры. В отличие от школы, где хорошую оценку следует зарабатывать потом и кровью, дети получат мощную мотивацию.

Украинское образование под влиянием печально известных обстоятельств должно быстро трансформироваться. Ради будущего наших детей мы должны построить эффективную систему образования с использованием современных технологических наработок, пониманием психологии изменений и ограничений, предполагающей дистанционное обучение. И в этом котле сварить вкуснейший в мире образовательный борщ.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X