Новые знания о мозге. Как научиться учиться и лучше запоминать

6 марта 2019, 08:17

Потребность в обучении растет так быстро, что ни одна система не способна ее удовлетворить. Учиться приходится в неопределенной и быстро меняющейся среде

Безумное количество новой информации, которая появляется каждую секунду, заставляет каждого из нас уметь учиться.

Как изменились потребности в обучении в организациях? Скорость изменений стимулирует учиться постоянно. Потребность в обучении растет так быстро, что ни одна система не способна ее удовлетворить. Учиться приходится в неопределенной и быстро меняющейся среде.

Видео дня

Цикл работы человека в компании сократился. Соответственно, период адаптации и обучения приходится сокращать. Обучение сегодня должно быть быстрым, недорогим, инновационным, но главное - постоянным.

Такие изменения требуют более глубокого и тщательного анализа того, как мы учимся - потому современная нейронаука опровергает некоторые интуитивные и исторические представления о процессе обучения, предлагая новые подходы, основанные на знаниях о мозге.

Разберемся?

Раньше мы считали, что концентрированное сфокусированное обучение в течение определенного периода времени эффективно.

Нейронаука говорит: разбитые на отдельные блоки с интервалами во времени учебные модули значительно эффективнее для долговременного запоминания.

Новейшие исследования о том, как мозг учится, ученые нью-йоркского Neuroleadership Institute объединили в аббревиатуру, которая символически означает "обучение, что будет длиться годами" - AGES. Каждое слово аббревиатуры - составляющая  эффективного длительного обучения:

Attention / Внимание
Generation / Генерация идей / Инсайты 
Emotion / Эмоция
Spacing / Интервалы

Разберемся подробнее с каждой из них.

Внимание

Один абзац нейронауки для понимания процесса.

Мы должны знать, что за получение и обработку новой информации отвечает гиппокамп (часть мозга, которую часто называют морским коньком). Чем больше эта зона мозга активируется во время обучения, тем лучше мозг воспринимает, обрабатывает и превращает в долговременную память информацию. Чтобы гиппокамп активировался, мы должны сфокусироваться на предмете изучения. И это проблема: телефоны, почта, сообщения, звуки и тому подобное. Легче сказать, чем сделать. Распыление внимания между двумя задачами существенно снижает его качество и вероятную устойчивость знаний. Потому что когда внимание распылено - гиппокамп не занят.

Попробуйте одновременно делать два дела - писать один текст и проговаривать другой. Так же невозможно воспринимать информацию, параллельно отвечая на письмо или сообщение. Или то, или другое.

Гиппокамп "отключается" даже при незначительном отвлечении и требует достаточно много времени, чтобы вернуться в точку, где мы были до того, как нас отвлекли.

Записанный материал вы точно усвоите лучше

Ориентация во многочисленных  потоках информации, в том числе попытки выполнять много задач одновременно в процессе обучения, также подавляет гиппокамп. При этом значительно снижается и эффективность обучения. Таким образом, одним из главных правил в концепции современного обучения является исключительная сосредоточенность на предмете изучения.

В онлайн-обучении, где еще больше поводов и возможностей отвлекаться, внимание сосредоточить еще труднее. Как максимизировать качество внимания во время онлайн-обучения - еще только исследуют.

Takeaway

1. Чем более четкими будут отдельные блоки обучения - тем эффективнее будет восприятие и обработка информации.

2. Каждой важной идее - отдельный блок. Отдельное внимание.
Обучение не может быть эффективным, если в процессе вы будете пользоваться мобильным или компьютером. Даже если очень надо. Жертвой будет один из процессов - рабочий или учебный. Приоритеты расставлять вам.

3. Отмечая основные положения, вы активируете гиппокамп. Записанный материал вы точно усвоите лучше. Более того, возвращаясь к записям через некоторое время, вы вспомните не только сами слова, а и контекст, и эмоции, которые испытывали, воспринимая информацию. Эмоциональная память - самая сильная. Помните первый поцелуй?

4. Различные методы обучения обеспечивают дополнительную новизну, которая может помочь повысить уровень дофамина, чтобы удержать внимание в учебной среде. Например, презентация информации может быть смешана с групповыми обсуждениями, ролевыми графами или планированием сценариев.

5. Групповая работа во время учебы, выполнение задач и разбор кейсов значительно усиливают внимание.

Генерация идей

Когда мы изучаем готовые модели - лидерства, мотивации, управления временем или эмоциями, то вероятность того, что эти знания мы будем использовать в будущем - меньше. Потому что не запомним. Чем более четкую инструкцию во время обучения мы получаем - что конкретно делать, работающая модель управления, готовая система мотивации - тем меньше пользы от такого обучения.

Почему?

Если одним предложением - мозг неохотно обрабатывает готовые паттерны и системы. Если вы не создаете собственную "паутину", вплетая полученные знания в ранее известные, мозг не обрабатывает информацию. Вы услышали, увидели что-то новое - и очень скоро забыли.

Как такой парадокс объясняет нейронаука?

Информация не хранится прямо в гиппокампе в виде дискретных воспоминаний, как на жестком диске. Зато воспоминания формируются из сочетания огромных сетей данных, связанных между собой.

Чем больше объединений (или входящих точек, связанных с исходной информацией), связанных с памятью, тем крепче становится паутина, которую плетет мозг. Это означает, что прочные связи память находит легко. Гиппокамп активируется, когда мы создаем эти связи - ассоциации.

Проблема мультизадачности, а точнее неспособность мозга обрабатывать одновременно более одного процесса, напрямую влияет на процесс восприятия. Одна задача - в один момент времени. Следующий логичный вопрос: как полученная информация преобразуется в знания и где находит свое место в сложных системах формирования памяти. Как и где формируются воспоминания? Как мы потом получаем из сетей памяти ту информацию, которую изучили? Как мы знаем, что это то, что надо? Нейронаука доказывает, что повторения действительно стимулируют запоминание, но имеют ограниченное влияние на создание длительного обучения.

Повторение нового слова 30 раз не обязательно добавляет его в долговременную память. Так что же работает?

Как психологические, так и нейронаучные исследования показывают, что ключ к оптимизации обучения и построению долговременной памяти заключается в создании "владения" содержанием обучения.

Это накопление или "генерирование собственного обучения" происходит, когда человек мотивирован понимать, контекстуализировать, хранить и применять знания по-своему.

Поэтому так важно, воспринимая информацию, трансформировать ее в понятный для вас лично контекст и осознавать ее значение лично для вас, а не вообще.

Ключевой вопрос: что то, что я узнал, значит персонально для меня?

Поиск ответа на этот вопрос, ментальная работа с ассоциациями, активирует гиппокамп. Один из эффективных способов создания ассоциаций заключается в том, чтобы поощрять участников учебного процесса оценивать содержание информации и сравнивать его с существующими знаниями или трансформировать информацию в более сложные и глубокие системы по сравнению с теми, которые были известны ранее.

Здесь полезными будут следующие вопросы:

- как еще я могу использовать эти знания?
- какие еще способы (варианты, эмоции, реакции) есть теперь в моем арсенале?

Результаты одного из многочисленных исследований показали значительное улучшение памяти, когда учеников попросили рассказать о трех представленных им предметах, предварительно упорядочив их по определенному принципу. Такое улучшение памяти ученые связали с активацией гиппокампа во время выполнения этой задачи.

Takeaway

1. Наша память - это паутина, которую мы плетем, связывая новую информацию с известной ранее через глубокий анализ и рефлексию.

2. Мы точно будем получать большую ценность от новых знаний, если будем систематизировать и анализировать получаемую информацию через собственный опыт. То есть каждый раз спрашивать себя: что это значит конкретно для меня?

3. Очень эффективно работает самостоятельное определение новой модели, алгоритма и т.д. на основе полученных знаний.

4. Не давать готовые алгоритмы, а создавать самостоятельно.

5. Каждый человеческий мозг уникален - на языке знаний это означает, что каждый из нас должен самостоятельно обрабатывать и вплетать в свою паутину получаемые знания.

6. Внимательно сопоставляейте только что изученное с уже имеющимися знаниями и придавайте собственное значение новым знаниям и способам их применения.

Желаю нам с вами собственных открытий и крепкой паутины, сплетенной из новых знаний и старого опыта.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X