Пять типичных ошибок. Как награды могут помешать достижению цели

9 июня, 20:43
Андрей Беловешкин: «Награда должна быть соизмерима с выполненной задачей» (Фото:Wavebreakmedia/Depositphotos)

Андрей Беловешкин: «Награда должна быть соизмерима с выполненной задачей» (Фото:Wavebreakmedia/Depositphotos)

Неправильное поощрение способно полностью убить мотивацию

«Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только переступить меру», — сказал Эпиктет. Дрессировщик дает кубик сахара, чтобы закрепить желаемое поведение, учитель хвалит ученика за успех. Казалось бы, награды так отлично работают, что их будет достаточно, чтобы получить любое желаемое поведение. Однако на самом деле награды могут полностью убить мотивацию или саботировать достижение целей. Давайте разберем самые типичные ошибки.

Видео дня

1. Награда, которая противоречит цели. Выбирайте награду, которая не противоречит цели: например не награждайте себя валянием на диване после тренировки или мороженным после недели диеты. Лучше выбирать награду, органически связанную с целью, не саботирующую ее — например, массаж или сауну.

Одержимость наградой ограничивает кругозор

2. Не подменяйте цель наградой. Одержимость наградой отвлекает, убивает внутренний интерес, ограничивает кругозор, увеличивает шаблонность мышления («эффект чрезмерного обоснования»: внешние награды снижают внутреннюю мотивацию). Например, если детей, которым интересно рисовать, начать награждать за рисунки, то они сразу теряют интерес к рисованию после отмены награды. А если вы будете награждать пиццей за прочитанные книги, то дети будут выбирать самые простые и тонкие из них.

3. Соизмеримость. Награда должна быть соизмерима с выполненной задачей, серьезные поощрения — крупным целям. Не должно быть слишком много наград вообще, возникает усталость от них. Если награда обещается или подразумевается, то обязательно делайте, ведь отсутствие награды тогда выглядит как наказание. Если награда формальная или воспринимается как незаслуженная («мусорная награда»), то она будет скорее саботировать прогресс.

4. Повышение ставок. Важно не просто постоянно повышать ставки, а и переходить от внешних к внутренним наградам. Также хорошо работает вариативность наград — непредсказуемый режим подкрепления: вариации по частоте и виду подкрепления. Не давайте слишком сложные задачи — они должны быть гарантировано выполнимы, иначе срыв поведения приведет к потере всего.

5. Осознание награды. Осознание, проговаривание награды очень важно — проговорите, что вы сделали и как это приблизило вас к цели. Используйте самоподдерживающую внутреннюю речь, не обесценивайте свои же достижения. Помните, что даже маленький шаг поддерживает ваше движение в нужном направлении. Награждайте сразу после выполнения действия, а не потом. Заканчивайте дело и тренировку на высокой ноте, когда достигнут успех, не тяните до упадка сил. Последнее совершенное действие всегда закрепляется в памяти и поддерживает латентное обучение. Поэтому в конце дела обязательно осознанно себя похвалите и наградите — это должно быть окончанием проделанного.

Как верно подметил Рузвельт, «лучшая награда в нашей жизни — это возможность заниматься делом, которое того стоит». Почитать больше: Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками, Альфи Кон.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X