Метод Сократа. Как улучшить навыки критического мышления, — преподаватель философии

11 ноября 2021, 21:37

Преподаватель философии Эрик Вильбердинг в своей лекции для TED рассказывает о том, почему стоит задавать больше вопросов

Перевод TED

Сократ, один из отцов-основателей западной философской мысли, предстал перед судом. Многие афиняне считали его опасным врагом государства и обвиняли философа в развращении молодежи и отказе поклоняться богам. Однако Сократа опасались не потому, что он знал все ответы, а, скорее, потому что задавал слишком много вопросов.

Видео дня

И хотя философ ненавидел формальные лекции, он часто пускался с друзьями и незнакомцами в продолжительные беседы о морали и обществе. Эти дискуссии нельзя было назвать дебатами, и однозначных советов Сократ тоже не давал. На самом деле философ часто утверждал, что ничего не знает, и на все ответы собеседника реагировал лишь новыми вопросами. Но в процессе такого разговора Сократ исследовал ход их логической мысли, обнаруживая изъяны и помогая сторонам достичь более четкого понимания. За эти проникновенные вопросы Сократа почитали последователи. Двоих его учеников — Платона и Ксенофонта — это вдохновило на запись метода своего учителя в виде философских диалогов.

Сократ говорил о себе как о «повитухе», чьи вопросы помогают другим произвести на свет их идеи

Такой новаторский по тем временам обмен мнениями является ярким образцом метода, получившего впоследствии название сократического. В одном из таких искусно построенных диалогов Сократ беседует с молодым человеком по имени Эвтидем, который уверен, что понимает разницу между справедливостью и несправедливостью. Сократ испытывает на прочность систему ценностей ученика и спрашивает у него, какими действиями — справедливыми или нет — следует считать ложь и кражу. Эвтидем с уверенностью утверждает, что они являются несправедливыми, однако тут же возникает вопрос: «Справедливо ли со стороны полководца обманывать и грабить вражескую армию?» Эвтидем меняет свое утверждение. Теперь он считает, что подобные действия справедливы против врагов, но несправедливы в отношении друзей. Но Сократ еще не закончил. Он спрашивает молодого человека, а что, если командир лжет своим войскам ради поднятия их боевого духа? Эвтидем быстро приуныл. Похоже, что каждый ответ приводит лишь к новым вопросам, и теперь он уже не так уверен, что же в итоге представляет собой справедливость.

Применяя такой ориентированный на вопросы философский подход, Сократ говорил о себе как о «повитухе», чьи вопросы помогают другим произвести на свет их идеи. Его метод обнаруживает непроверенные утверждения собеседника, а затем ставит под сомнение догмы. Не всегда удается получить определенные ответы, но метод помогает уточнить вопросы и устранить противоречия и порочный круг в рассуждениях. И придерживаясь логически заданного направления в философском поиске, задавший вопрос и ответивший на него могут прийти к неожиданным результатам.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Подобный метод применяется не только в рамках рассуждений, но и весьма полезен в других областях. В период Возрождения метод использовали для обучения врачебному делу. Студенты предлагали свои доводы относительно возможных диагнозов, а врач задавал им вопросы о догадках и следил за ходом дискуссии. В этом случае при помощи метода можно достичь убедительных результатов. Подобный подход позже стали применять и в других науках, таких как астрономия, ботаника и математика. В период Реформации методом Сократа стали пользоваться для решения абстрактных вопросов богословия. В XIX веке он становится неотъемлемой частью юридического образования в США. Предлагая студентам разрешить гипотетические ситуации с непредсказуемым исходом, профессора изучали их способности к юридической аргументации. Данный подход и сегодня применяется в работе Верховного Суда США, где учитывают нежелательные последствия принятия закона.

Метод Сократа можно приспособить для преподавания почти любого предмета, который как-то связан с критическим аргументированием, но его успех зависит от личности учителя. Настоящий учитель должен хорошо разбираться в предмете. Вместо того, чтобы насмехаться над учениками и демонстрировать интеллектуальное превосходство, учителям стоит быть скромными, искренне любознательными и поощрять любые мнения.

В этом отношении сам Сократ вряд ли соответствовал образу идеального сократического учителя. Считается, что он весьма критически относился к демократии афинского образца, также известно, что он делился этими взглядами с учениками. Бунтарские убеждения философа искажались на общественных собраниях и, возможно, легли в основу заговора со стороны двух его учеников. Скорее всего, из-за этих убеждений Сократ предстал перед судом и в конечном итоге был приговорен к смерти. Но даже на его смертном одре художники запечатлели безмятежного философа застывшим в предвкушении ответа на главный вопрос.

Полную версию можно найти на TED

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X