Эмоциональный шантаж. Когда манипуляции пойдут на пользу

10 сентября 2021, 20:43

Методы скрытого воздействия могут стать вспомогательными инструментами для эффективного лидерства

Манипуляция как способ лидерства считается условно плохой, потому что манипулятор объективирует людей, относится к ним как к предметам или функциям. Главное желание манипулятора — просто использовать других, по своему усмотрению и по своему желанию. И оно вроде так — человеком можно управлять, манипулируя, потому что противостоять качественной манипуляции трудно. Но. Лучшая манипуляция эффективна только ситуативно, в краткосрочном смысле, а в долгосрочном — нет. Человек — очень сложное и умное существо, чтобы позволить кому-то долго использовать себя как «предмет». Чем более развита личность, тем меньше шансов манипулировать ею, — а именно такие личности стремится вести за собой настоящий лидер.

Видео дня

Вообще-то, слово «манипуляция» состоит из латинских слов manus — рука и plere — наполнять, и в течение многих веков оно употреблялось только по отношению к работе фокусников и кукловодов. Современное значение термина — скрытое воздействие на людей, нацеленное на изменение взглядов, установок, целей, принципов, а также поведения и действий. В наши дни приемы психологического насилия усовершенствованы и внедрены повсеместно — ими пользуются политики, руководители, маркетологи, продавцы, а также супруги, родители, дети... Да что там говорить, эмоциональный шантаж представителями homo sapiens использовался всегда.

Как все в нашем мире, манипуляция — понятие относительное

Приемов манипуляции существует много, я хочу рассмотреть те, которые не считаю прямыми манипуляциями, а, скорее, вспомогательными инструментами для эффективного лидерства.

1. Клятва на крови. Люди всегда и во всем стараются быть последовательными, иногда даже вопреки собственной лени и нежеланию что-то менять. К тому же никому не хочется иметь репутацию непостоянного и ненадежного человека, у которого слово расходится с делом. То есть иногда нужно просто напомнить: «Ты обещал», «Мы на тебя рассчитываем», «Ты же дал слово».

2. Оригинал, а не подделка. Манипуляции, как и все в нашем мире, могут быть как полезными для отношений, так и вредными. Все зависит от того, с какой целью применять, например, простенькую манипуляцию типа «Ты настоящий мужчина (женщина, заботливый руководитель и т.д.), и ты ... (подставить нужное)».

3. Сердечная благодарность. Если нам однажды сделали что-то хорошее, то и мы в свою очередь тоже будем чувствовать, что у должны что-то сделать в ответ. Кому же хочется, чтобы его считали жадиной или неблагодарным? Делайте услуги людям вокруг себя, и тогда, когда вы попросите что-то в ответ, есть шанс, что вам не откажут.

4. Эффект Бенджамина Франклина. В своей автобиографии Франклин рассказал, что у него был очень упорный соперник, почти враг. Услышав, что в библиотеке соперника есть очень редкая и интересная книга, господин Франклин послал тому записку, в которой выразил свое желание прочитать эту книгу и попросил одолжить ее на несколько дней: «Книгу он прислал немедленно, и я вернул ее примерно через неделю с запиской, в которой горячо поблагодарил за услугу. Когда мы в следующий раз встретились в Палате, он заговорил со мной, чего раньше никогда не делал, и к тому же очень любезно; и в дальнейшем он неизменно проявлял готовность оказывать мне услуги во всех случаях, так что мы вскоре стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась до самой его смерти». Понимаете? Охотнее нам навстречу идут те, кто уже оказывал помощь раньше.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

5. Внутренняя конкуренция. Сколько бы фейсбук-эксперты (со мной включительно) не утверждали, что сравнивать себя сегодня нужно только с собой вчера, у каждого из нас генетически встроена потребность меряться. И если у кого «длиннее и больше» — это неприятно и грызет изнутри. Собственно, доски Лучший работник месяца и «случайные» утечки результатов годовой оценки — именно об этом.

6. А тебе слабо? Хорошо работает с теми, кто любит экстрим, напряжение и ситуации форс-мажора. Легкое подзуживание подстегнет такого человека всем назло доказывать свой профессионализм, настойчивость и целеустремленность. Такой подход кажется грубоватым, и использовать его следует аккуратно, разобравшись в характерах людей, с которыми работаете. Кого-то это побуждает на геройства, а кого-то заставит сомневаться в своей самооценке и снизит мотивацию. К последним можно применять другую технику — лесть.

7. Честь и хвала тебе, Цезарь! Создавая собственный образ в глазах окружающих, мы хотим выглядеть максимально красивыми во всех смыслах этого слова — физически, интеллектуально, профессионально. И, конечно, нам приятно, когда человек, которого мы считаем лидером, тоже это замечает — вера и поддержка могут зарядить энергией и придать сил. Я не люблю слово «лесть», мне больше нравится делать комплименты и просто хвалить людей за то добро, которое они делают. Кстати, о похвале. Лучше хвалить не по результатам усилий (от похвалы за результат может появиться страх не достичь лучшего результата в будущем) и отмечать не характеристику самого человека («я и так хороший, зачем мне еще напрягаться?»), а те усилия, которые он приложил, чтобы достичь результата. Простого «Хорошо!» или «Молодец!» недостаточно, чтобы мотивировать действовать в нужном направлении. Спросите себя: «Что именно классно сделано?» И когда даете обратную связь, опишите конкретные действия. В следующий раз этот человек, скорее всего, будет стараться еще больше.

8. Вы-предложение: Когда возникают персональные конфликты, психологи рекомендуют говорить о своих чувствах, используя «я-высказывания». А вот для налаживания эффективного рабочего диалога больше подходит тактика «вы-предложения», потому что любому из нас прежде всего интересно наше личное «я» и что именно мы можем получить. Сравните: «Я разработал этот план и хочу внедрить его в работу, рассчитывая на увеличение продаж» vs «Если вы будете придерживаться этого плана, сможете увеличить продажи».

9. Я в тебя верю! Мотивация. Долгие годы противопоставлялась манипуляции. И до сих пор многие считают, что это вершина лидерских навыков — умение мотивировать людей. Мне же кажется, что это просто более эффективная форма манипуляции — мотиватор передает импульс, зажигает, раздает свою энергию: «Полетели!», — при этом все равно именно он решает, как и куда «лететь», а лидерский потенциал людей вообще не принимается во внимание.

10. Мы с тобой одной крови. Модерация. На мой взгляд, это лучший лидерский подход. Нужен лидер, который готов легко отдавать лидерство, но так, чтобы при этом оно не рассеивалось и не терялось. Нужна команда, каждый участник которой легко это лидерство берет и несет, трансформируя себя, становясь активным, чтобы самостоятельно решать, что нужно и куда «лететь». Внутри команды функция лидера легко переходит к тому, кто максимально соответствует этой роли в каждой отдельной ситуации. При этом успех — достижение всех, а провал — ответственность лидера. Это действительно возможно, у меня в команде именно так.

Как все в нашем мире, манипуляция — понятие относительное. Не хорошо и не плохо — все зависит от целей, которые ставит лидер, пытаясь повлиять на свое окружение. Можно употреблять манипуляции, которые основаны на положительных эмоциях и вызывают умиление, благодарность, гордость, чувство превосходства. Можно манипуляциями вызвать негативные эмоции — вину, раздражение, отвращение, страх. Опять же, все зависит от конечных целей.

Впрочем, как эксперт по коммуникациям, скажу вам, что в золотой середине находятся те, кто использует приемы не манипулятивные, а коммуникативные. И эта золотая середина, как всегда, самая эффективная. Разница в том, что манипуляция направлена на управление собеседником через подсознание, а приемы эффективной коммуникации — на процесс сознательного общения.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо НВ
X