Мощнейший выброс дофамина. Чем опасна атака любовью и как от нее защититься

Андрей Беловешкин: «„Атака любовью“ по сути является усложненным аналогом лести или соблазнения» (Фото:g_studio/Depositphotos)
Этот вид манипуляции направлен на одну из базовых потребностей — желание быть значимым
Как говорил великий доктор Парацельс, «все — яд, все — лекарство; то и другое определяет доза». Это относится и к любви, похвале и признанию — когда речь идет о таком манипулятивном приеме как «атака любовью» или «бомбардировка любовью» («love bombing»), которая по сути является усложненным аналогом лести или соблазнения. Суть ее в том, что человек подвергается атаке комплиментами, ему приписывают самые лучше свойства и черты, наполняют его пороки особым сакральным смыслом, прощают все его проступки, постоянно им восхищаются, избегают критики, всячески показывают заботу о нем, желание сделать его самым главным, заслуживающим особого отношения. Объект атаки называют духовным, честным, аутентичным, чистым, непорочным, искренним, имеющим особую миссию — в общем все то, что невозможно увидеть и проверить.
Человек, подвергшийся такой атаке, чувствует, что он не безразличен, его понимают, принимают, им восхищаются, он нем заботятся, ему кажется, что у него много общего с атакующим, он чувствует особую близость, связь, ощущение, что они знакомы очень долго. Наблюдается изменение личности (сам на себя стал непохож), смена ценностей, появление жаргона, объяснение любых событий через новую идеологию, повышение агрессии, ослабление критичности мышления (влюбленные «слепы») и тому подобное.
Дешевого дофамина не бывает
Само словосочетание «love bombing» ввел в 1978 году основатель секты, когда описывал технику вербовки новых членов. Но сама техника существует давно и в самых разных контекстах. Ею пользуются социопаты, манипуляторы, нарциссы, диктаторы, аферисты, соблазнители. Гитлер считал, что толпа воплощает женское начало, а он должен соблазнить ее, говорить то, что она хочет слышать, то, что ей понравится («Германия — моя единственная невеста», сравните с «Путин женат на России»).
Атака любовью направлена на одну из базовых потребностей — потребность в признании, желание быть важным, значимым, хорошим. Неудовлетворенная потребность вызывает чувство униженности и беспомощности. Чем беспомощнее человек, тем более он восприимчив к лести и лжи и хуже переносит критику. Что же предлагают атакующие? Они предлагают «величие», соблазняют картиной мира, в которой их жертвы — самые честные, самые лучшие, самые праведные. В религиозном фундаментализме это концепция «только наша вера истинная, остальные — грешники, подлежащие уничтожению», в фашизме это величие арийской расы — «только наша кровь достойная, остальные народы второсортные», в рашизме — «только русский мир духовный и мессианский, а все остальные — гнилые».
Ощущение собственного величия вызывает мощнейший выброс дофамина. Если сравнивать деньги и похвалу, то они вызывают одинаковый выброс дофамина, однако внушить «величие» куда дешевле, чем подкупить. «Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую иллюзию», — писал Гюстав Лебон в Психологии народов и масс. Тяжесть поражения может варьироваться от гордыни легких степеней до развития мессианского бреда. Важно то, что, ощущая себя непогрешимым и великим, человек автоматически начинает считать других людей неполноценными, а значит, с ними можно делать что угодно.

Самыми уязвимыми оказываются люди, неспособные или лишенные возможности к самостоятельному продуктивному труду, находящиеся в уязвимом положении, те, кто ощущает себя маленькими и неспособными справляться с проблемами, создавать что-то, что обеспечило бы признание со стороны. Когда мы не получаем признания от внешнего мира, мы начинаем воспринимать его враждебно. Все левые движения, идеологии, мошенники, секты ищут очередных «угнетенных», осыпают их любовью и пытаются использовать как таран для атаки, как оружие для достижения своих личных целей (чаще всего власти).
Как защититься от бомбардировки любовью?
1. Скромность — лучшая защита. Когда вы понимаете, кто вы, то у вас есть отвращение к лести или соблазнению (а тем более, если есть осознание, что обычно мы еще хуже, чем кажемся сами себе). Знание пределов своих сил и своей компетенции полезно, ведь давно было отмечено, что «гордыня — начало каждого греха». С точки зрения денацификации миф величия должен быть деконструирован и десакрализирован — только это приведет к выздоровлению.
2. Понимание, что дешевого дофамина не бывает. Бесплатный сыр — только в мышеловке, бесплатный дофамин скрывает стальной крючок. Поэтому если вам льстят, рассказывают, какой вы классный, духовный, избранный, — вас обманывают и готовятся использовать. Будьте реалистами: этот человек вас не знает, эти похвалы — пустые и безосновательные. Цена халявного дофамина слишком высока — это ваша жизнь.
3. Видеть и признавать свои темные стороны и недостатки. Встреча со своей Тенью — важный этап взросления, и если вы отрицаете свою Тень, то, вероятно, вы поглощены ею.
4. «Судите по плодам их». Понимание, что слова не имеют значения. Так абьюзеры избивают, а потом осыпают признаниями в любви — и снова возвращаются к насилию. Вместо слов обращайте внимание на конкретные действия. В реальной жизни — настороженно относитесь к лести, пресекайте ее, не допускайте физического контакта, не отвечайте на пристальные взгляды. Как метко заметил Сенека, «лесть всех делает дураками, каждого в свою меру».
5. Мы не особенные, не отдельные, у нас нет особого пути. Немцы оказались восприимчивы к фашизму, потому что целое столетие до этого их элиты продвигали концепцию «немецкого особого пути», называя себя «страной писателей и мыслителей», компенсируя этим свое чувство отсталости, противопоставляя «духовность» ценностям цивилизации.
6. Реальные действия в реальном мире — лучший способ ощутить свою значимость. Оглянитесь — вокруг вас огромное количество людей, которым нужна помощь, дел, которые нужно выполнить. Займитесь этим — каждое сделанное дело подарит вам импульс дофамина, каждые благодарные глаза дадут вам признание.
7. Почему сложно отказаться от величия? Представьте, что у вас ничего нет, вы никто, вы бедны, не образованны, и все, что у вас есть — это внушенная вам мысль, что вы «избранный» или у вас «особый путь». А путь к протрезвлению в том, чтобы перестать обманывать себя самого. Стать таким, как все, просто обычным человеком, и отказаться от героина «величия» и «избранности».
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь