Гений и его женщины. 5 лучших фильмов Люка Бессона, за которые ему можно простить любые глупости

20 июля 2019, 20:21

В прокат выходит Анна Люка Бессона. Очередной трэш от некогда великого режиссера, который на старости лет не стесняется быть самим собой.

Бессон мне всегда дико нравился.

Он снимал искренне и просто. Без особых изысков, максимально приближая историю к зрителю. Даже когда речь шла о комедийной фантастике (Пятый элемент) или псевдоисторической драме (Жанна д’Арк).

Видео дня

Я посмотрел первые фильмы Бессона еще подростком. Помню, как меня очаровали Подземка и Никита. Как меня зацепил Леон. И как я неделю ходил под впечатлением от Голубой бездны (это до сих пор один из самых любимых моих фильмов).

Позже Бессон снимал и продюсировал намного менее удачное кино, хотя и тут были яркие вспышки (тот же Пятый элемент, Такси, Дансер, Поцелуй дракона, Выход, Перевозчик, Дэнни — цепной пес, Заложница).

Количество провальных, ну или просто «никаких» проектов Бессона просто зашкаливает. Кажется, что человек просто не способен больше родить что-то пронзительное, острое, берущее за душу. Или он просто уже высказал все, что хотел, и теперь просто радуется жизни.

В любом случае, для меня Бессон уже обессмертил свое имя в кино.

Хотя бы той сценой из Леона, где девочка проходит мимо открытой двери своей квартиры, в которой орудуют убийцы ее семьи, и звонит в дверь соседа, надеясь, что он ее впустит.

Или сценой прощания из Голубой бездны, в которой пронзительно видна разница между мужчиной и женщиной. Для него счастье заключается в том, чтобы иметь мечту, а у нее есть мечта — быть счастливой.

Женские персонажи у Бессона всегда были ключевыми. Образ хрупкой женщины, которую обстоятельства противопоставляют миру агрессивных мужчин, всегда был для него центральным. Он боготворил женщин и позволял им играть главные роли в своих фильмах, даже при полном отсутствии актерского таланта.

Анна, которая сейчас выходит в прокат, фильм воистину бестолковый и откровенно проходной, представляет собой гимн красоте российской модели Саши Лусс.

И в былые годы Бессон так делал. Брал и строил целый фильм вокруг женского образа, который в тот момент находил наиболее притягательным. Не всегда это были его жены или любовницы, порой речь шла просто о понравившейся ему актрисе.

Иногда получалось удачно. Чаще — нет. Но наблюдать за очередной пассией Бессона всегда интересно.

Вот лучшие фильмы Бессона с самыми яркими женскими образами. И да, Миллы Йовович тут не будет. Неожиданно, но мне кажется, у Бессона есть более удачные образы.

Голубая бездна

1988 год

Изумительный фильм о природе мечты как таковой. И о том, что вокруг мечты может быть построена вся жизнь. И она все равно может быть полноценной, даже если эта одержимость требует жертв, порой колоссальных.

Историю о соперничестве двух профессиональных ныряльщиков разыгрывают Жан-Марк Барр и Жан Рено, но больше всего эмоций вызывает трогательный женский образ американской актрисы Розанны Аркетт.

Она не то, чтобы красавица, но барышня очень харизматичная. И передает такую особую хрупкую женственность, которую больше, пожалуй, нигде не найти. Сцену, в которой героиня, влюбленная в ныряльщика, слушает запись его сердцебиения, мне не забыть никогда.

Никита

1990 год

Этот персонаж большинству зрителей все же знаком по американскому римейку, а затем и американскому же сериалу, который у нас активно крутили в 1990-х и 2000-х.

Но оригинал в разы сильнее. Главная героиня, наркоманка, которую спецслужбы превращают в киллершу, сыграна актрисой-красавицей Анн Парийо. В те годы она была женой Бессона, и он без стеснения не может налюбоваться ею в кадре.

Никита — это сложный образ. Бессону нравятся сильные и решительные женщины, которые в критические моменты ведут себя собранно, по-мужски, но в общем и целом все равно остаются женщинами, уязвимыми и способными к эмпатии.

Бессон в Никите впервые пробует на ощупь свой основной мотив — хрупкая женщина выживает в мире безжалостных мужчин. Позже он будет активно развивать эту тему, но, пожалуй, никогда не поднимется до высот, которых достиг в Никите.

Леон

1994 год

13-летняя Натали Портман вспыхнула яркой звездочкой именно после этого фильма, который стал первой работой Бессона в Америке.

Он привез с собой из Франции своего любимого актера Жана Рено и талантливого оператора Тьери Арбогаста, помог англичанину Гари Олдману сыграть одну из лучших своих ролей (психопата-полицейского). Но Портман стала главной находкой.

Девочка-подросток, оставшаяся сиротой, подружилась с молчаливым киллером и просит его научить убивать людей. Чтобы отомстить за своего младшего брата, которого убили продажные полицейские. Она не по годам взрослая. И даже подвергает себя и своего друга опасности, шутки ради сказав портье в отеле, что они с Леоном — любовники.

Образ этой девочки — одна из самых больших творческих удач Бессона.

Дансер

2000 год

Удивительная девушка Миа Фрай снялась всего в нескольких фильмах, а главная роль у нее и вовсе была одна.

Дансер — фильм, спродюсированный Бессоном по собственному сценарию и поставленный малоизвестным режиссером Фредериком Гарсоном, сегодня мало кто помнит.

А зря.

Это трогательная история немой с рождения девушки, которая живет одной страстью — танцами.

Все, что она хочет сказать миру, она говорит с помощью жестов и танцев.

Ангел-А

2005 год

Кто-то скажет, что этот фильм вторичен, и лишь перепевает мотивы из легендарного Неба над Берлином Вима Вендерса. Я скажу, что особого значения это не имеет.

Однорукий мелкий жулик должен денег половине Парижа. Помощи ждать неоткуда и он в буквальном смысле готовится к тому, что его скоро закатают в асфальт.

В отчаянии он обращается к Богу с гневным воззванием в духе «почему ты меня оставил». И тот в ответ посылает ему настоящее Чудо.

Которое, в понимании Люка Бессона, гениального режиссера и истинного ценителя прекрасного пола, может явиться только в виде блондинки модельной внешности с двухметровыми ногами.

А ангелы, по мнению Бессона, являются людям не для того, чтобы направлять их на путь истинный. А для того, чтобы решать все их проблемы (порой даже криминальным способом) и помочь научиться снова любить самих себя.

Ангела сыграла датская фотомодель Ри Рассмуссен, удивительно красивая и талантливая барышня. Она позже сама сядет в режиссерское кресло и снимет очень сильную драму Человеческий зверинец.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X