Будьте занудами. Как выбрать летний лагерь для ребенка

11 июня 2021, 21:13

Мнения субъективны, но по многим похожим отзывам можно сформировать картину

О детских летних лагерях. И о нашем спокойствии.

При выборе лагеря, как и любом выборе, который касается ребенка, я прошу родителей быть занудами. Задавать много вопросов, например:

Видео дня

— Есть ли определенная тема (направленность, мировоззрение, ценности) лагеря и его основателей. Это важно учитывать при выборе.

— Какие условия проживания. Знаком ли ребенку такой быт (или нужно его подготовить).

— Впервые ли лагерь располагается именно в этом месте (или это уже привычное место).

— Какая будет питьевая вода.

— Есть ли водоем рядом, и предполагаются ли водные активности (для многих детей, которые боятся плавать, это «острая тема»).

— Какая предполагается программа.

— Кто вожатые.

— Сколько детей на одного взрослого.

— Смешанные ли возрастные группы или разбиты по возрастам-отрядам.

— Где находится туалет, душ, сколько человек живет в одной комнате.

— Можно ли пользоваться телефоном, давать ли с собой деньги, как с ребенком связываться, можно ли и когда звонить вожатым — чем спокойнее будет родителям, тем спокойнее будет детям.

Важно узнать отзывы о лагере и месте (помня, что мнения субъективны, но по многим похожим отзывам можно сформировать картину).

Важно уточнять условия карантинных мер в этом году. Что происходит, если кто-то из детей заболевает.

Во многих лагерях дают при регистрации памятку о том, какой будет режим, что с собой брать, какие правила безопасности. Эту памятку важно просмотреть вместе с ребенком.

Чем спокойнее будет родителям, тем спокойнее будет детям

Обязательно важно уточнить, какое планируется питание, будет ли возможность выбора. Если ребенок не переносит каких-то продуктов, если он вегетарианец — это важно обсуждать заранее. Был опыт, когда ребенок-вегетарианец попал в «походный» лагерь, где каждый день жарили сосиски на костре, в рационе преобладало мясо, салатов было немного. В первые дни ребенку было тяжело и он был «неудобен», это влияло на отношение к нему.

Если у ребенка есть аллергия — на еду, укусы комаров, лекарства — об этом важно не просто сказать, это необходимо написать (возможно, при регистрации).

Все дети разные. То, что для одного сложно, для другого будет совершенно естественно и радостно. Для подростков здорово найти тематический или проектный лагерь (чтобы дети объединялись вокруг определенной задачи — проекта). Для детей до 10 лет (им может быть сложнее адаптироваться) важно учесть:

— оставался ли ребенок без родителей, может ли выдержать нагрузку без мамы;

— может ли сам улечься спать;

— может ли сложить — достать одежду, сам одеться;

— может ли справиться с гигиеной (пойти в туалет, помыться, расчесаться);

— умеет ли устанавливать контакт (знакомиться и так далее);

— может ли попросить о помощи у взрослых, если это понадобится;

— умеет ли справляться с эмоциями;

— может ли подчиняться общим правилам.

Ребенку с собой нужно дать что-то маленькое, что напоминало бы о родителях. Можно начитать текст на диктофон или записать видео, написать письмо. Придумать «ритуалы» — обнимашек, смс, секретных словечек, которые можно будет использовать в разлуке. Ребенку важно напомнить, что мы ради его здоровья, безопасности, счастья готовы на все. И если ему некомфортно — нам важно об этом знать, мы будем стараться вмешиваться. И в любом случае он может рассчитывать на нас.

Первые 3−4 дня — адаптационные. К месту, режиму, контактам. Ребенок может звонить, плакать и просить его забрать. Нам нужно быть очень внимательными к тому, что именно и как говорит ребенок, чтобы понять, он скучает по нам или ему небезопасно. Если небезопасно — вмешиваемся сразу.

Ребенку, который растет в семье сам (единственный ребенок в семье), может быть в первые дни сложно выдерживать напряжение постоянными контактами. И отсутствие своей территории. Возможно, стоит предупредить об этом вожатых — что у него может быть потребность в уединении, молчании, от перегрузки он может плакать или раздражаться, и ему важно давать возможность побыть самому.

Во многих лагерях есть правило: звонки родителей только в определенное время. Нам нужно выдерживать самим это правило и не беспокоить ребенка. Но у нас должна быть возможность связываться с вожатым — важно об этом спрашивать и оставлять за собой право знать о своем ребенке, что он в безопасности (но и о вожатых заботиться, звонки родителей отвлекают их от детей). Есть лагеря, в которых делают ежедневный фотоотчет о жизни детей — это прекрасная инициатива.

Если ребенок звонит и плачет, мы не срываемся с места, чтобы сразу его забирать. Вместо этого внимательно слушаем и пытаемся понять:

— он скучает по нам;

— ему грустно или скучно;

— ему плохо.

Если ребенок скучает по дому, мы обязательно его поддерживаем, говорим о том, как сами соскучились, как хочется его прижать к себе. И как непривычно быть друг без друга. Напоминаем о том, что наша любовь всегда с ним, даже когда она не видна. Говорим секретные слова, вспоминаем домашние ритуалы — обнимашки и прочее. Договариваемся о том, что ребенок будет писать заметки, делать фото и нам высылать. Или вести дневник, по которому потом можно будет сделать комикс. Мы буквально говорим: «Я с тобой, где бы ты ни был. Смотрю на тебя любовью каждой звездой и каждой дождинкой. Прямо сейчас обними себя руками — как я тебя обнимаю. Представь, что ты у меня на руках. Обопрись о стенку, как будто я тебя за спину обнимаю и ты на меня опираешься».

Если ребенку скучно или грустно, мы уточняем, удалось ли ему познакомиться и подружиться с детьми, чувствует ли он себя частью группы. Уточняем, как зовут детей в его группе. Даем суперсекретное задание: выведать, как зовут, есть ли братья-сестры, есть ли домашние животные. Напоминаем, чем можно заняться, если есть свободное время. А себе задаем вопрос — как ребенок справляется со скукой, если мы не даем ему планшет и телефон.

Если ребенок говорит, что его обижают, дразнят, угрожают — связываемся с вожатыми сразу. При контрольном звонке вожатому уточняем — помнит ли вообще вожатый имя ребенка, понимает ли, о ком говорят. Спрашиваем, как себя ведет ребенок в течение дня, спрашиваем, важно ли нам знать что-то о ребенке, чего мы в семье не видим. Если это будет уместно, просим, чтобы вожатый прислал фотографию ребенка за общей активностью.

Сейчас есть большой выбор летних лагерей и активностей. Для детей 6−9 лет идеален формат дневных лагерей. Дети после 10 лет могут сами просить побыть без родителей. Пусть для каждого, кому это нужно, найдется свой идеальный лагерь. Безопасных, радостных и спокойных каникул.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X