Концертная программа. Что нужно для развития музыкальной индустрии

13 августа 2019, 19:53

Необходима национальная программа по развитию концертных площадок

В Верховной Раде — рекордное число представителей культурной сферы и шоу-бизнеса. Все они не понаслышке знают о проблемах в культурной среде, до которых годами у власть имущих не доходят руки.  Вот те решения, которые могли бы дать быструю отдачу и инициировать новый виток развития музыкальной индустрии.

Видео дня

1. Первое, Закон о меценатстве, которого мы дождались в 2007 году, а также Закон о благотворительной деятельности (2013 год), носят чисто формальный характер, что не дает развиваться индустрии. К примеру, пункт о том, что меценатам запрещено поддерживать мероприятия, где используются коммерческие наименования, означает, что меценатам нет смысла вкладывать свои деньги в проекты. Нам необходимы цивилизованные поправки в эти законы, которые помогут соотнести действия тех, кто действительно хочет помочь индустрии, с реальностью и поощрять бизнес поддерживать культурные проекты.

Киеву не хватает концерт-холла на 7 тысяч сидячих мест

2. Второй важный пункт — нам необходима национальная программа по развитию концертных площадок. Киеву, к примеру, не хватает концерт-холла на 5-7 тысяч сидячих мест. Дворца спорта и Дворца Украина для столицы явно не хватает. К тому же обе локации находятся на правом берегу, а на левом у нас практически нет ничего. И это столица. В таких больших городах как Харьков, Днепр, Одесса, Львов почти негде проводить концерты. Да, есть стадионы, но они ограничены летним периодом, а что делать зимой? Хотя бы в самых крупных городах страны должны появиться современные концертные площадки.

Такое решение должно стать симбиозом усилий государства и ответственного бизнеса. Это базовые инфраструктурные вещи, в которые необходимо вкладывать ресурс — с точки зрения стратегии. Да, такие проекты дольше окупаются, чем обычные постройки, но в долгосрочной перспективе они крайне необходимы. Приведу простой пример. Эльбская филармония — концертный зал на острове Грасброок  — сделала некогда неприглядный район суперпрестижным, а Хельсинский Дом музыки, состоящий из шести концертных залов, повысил доходы от туризма в 11 (!) раз. То есть дивиденды от таких вложений очень ощутимы: поднимается культурный уровень населения, привлекаются туристы, со временем появляется дополнительный источник дохода.

3. Третье, Закон про гастрольную деятельность не соответствует реальным потребностям организаторов — его необходимо полностью пересмотреть. Последние правки, которые в него вносились, касались особенностей организации и проведения гастрольных мероприятий с участием граждан государства-агрессора. Однако там абсолютно не учтены права и обязанности организаторов. К примеру, кто и в каком объеме должен обеспечивать охрану на территории проведения массовых мероприятий? Как регулировать возврат средств за отмененные по разным причинам ивенты? В этом Законе нет ответов на множество важных вопросов. Поэтому его стоит пересмотреть, а в рабочую группу обязательно пригласить практикующих игроков рынка — только так этот документ станет не просто запрещающей директивой, а настоящим толчком развития гастрольной деятельности.

4. Четвертый, и один из самых болезненных пунктов, — выплата гонораров и роялти. Во многом нормы работы сохранились еще с 90-х годов, в то время как рынку нужна четкая установка от государства: как, куда и в каком объеме платить. Организаторам необходимо чувство защищенности и поддержки со стороны власти. Отдельный момент — легализация выплат гонорара иностранному артисту. Тут нужно либо установить нулевую ставку налога на репатриацию, либо освободить такие платежи от уплаты НДС. Во всех европейских странах есть подобные льготы.

5. И напоследок  — необходимы нормы, как полиция и МЧС сопровождают массовые мероприятия. У нас нет ни одного нормативного документа, который бы регулировал деятельность и работу организатора. И выходит, что каждый раз коллеги сами должны придумывать, как обезопасить себя и зрителей.

Идея культурного образования нации должна стоять в приоритетах государства. Необходимо строить информационную политику таким образом, чтобы посещение культурных ивентов стало ежемесячной привычкой, а не исключением раз в полгода. Предлагаю посмотреть на недавние изменения в политической среде с точки зрения возможностей наведения порядка в концертной деятельности. Реальные шаги со стороны тех, кто пришел ко власти, помогут вывести на новый уровень развития целую индустрию, которая так важна для позиционирования страны как лидера культурных преобразований в эпоху креативной экономики.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X