Когда вас обидели. Три вопроса, которые избавят от злости. Блог Райана Холидея

28 июля 2018, 09:47
Цей матеріал також доступний українською

Столкнувшись с обидой, дайте себе немного времени и задайте правильные вопросы – разум сам найдет правильный ответ

В феврале, когда я выпустил новую книгу, мне доведлось пережить один из тех опытов, которые объясняют, почему многие не любят или не доверяют СМИ. Я не буду вдаваться в детали, но отмечу, что журналист сделал все возможное, чтобы разрушить книгу. Когда мой издатель вежливо, но твердо вступил с ним в противостояние, тот соврал и отказался прикладывать хоть какие-то усилия для того, чтобы исправить ситуацию.

Видео дня

Я был в гневе.

Думаю, меня можно было понять.

В течение полутора лет я безостановочно работал над книгой. Я пошел на крайние меры, чтобы защитить эксклюзивность и оригинальность данных, собранных на ее страницах. Но большой кусок этой работы в считанные секунды был испорчен завистливым и неэтичным человеком. Человеком, с которым я связался не без трудностей и к которому отнесся с уважением.

Так что, как было сказано выше, я расстроился.

Но были и хорошие новости. У меня были четкие доказательства неправоты этого человека и достаточно большая площадка, чтобы донести эту информацию аудитории. Каждый, кому приходилось ввязываться в подобное противостояние, знаком с тем странным чувством удовольствия, которое сопутствует гневу. Приятная часть этого горького опыта состоит в адреналине одержимой самозащиты. В каком-то смысле “оправданная” экзекуция – мечта писателя, ведь для успеха в таком деле мобилизуешь весь писательский талант. Увидеть, как все получается точно так, как было запланировано? Опьяняюще удовлетворительно.

Я спешно собирал материал, чтобы составить ответ, который, как мне представлялось, все исправит. Но мой пыл охладили три вещи, прочтенные в течение трех дней. Это были короткие вопросы, которые попались мне на глаза во время привычного ритуала ежевечернего и ежеутреннего чтения и ведения дневника.

Вот эти вопросы:

  • Зачем злиться на что-то, если злость ничего не меняет?
  • Почему я говорю себе, что мне причинили вред?
  • Вспомню ли я об этой стычке спустя несколько месяцев?

Я не принадлежу к числу людей, твердящих о божественном провидении или о том, будто что-то было определено судьбой, но в этой ситуации был поражен актуальностью вопросов. Я рвался в бой, собирался со злостью и агрессией разжечь конфликт с неопределенным финалом, и тут мне на глаза попались мои же собственные слова – в нужный момент и нужной манере, обращенные к точно такой же ситуации, в которой оказался я.

Эмерсон говорил о том, как мы возвращаемся к собственным отвергнутым мыслям со своего рода “отчужденным величием”, но в данном случае мысли не были отвергнуты. Просто они были написаны достаточно давно и я о них забыл. Но та безупречность, с которой они возникали передо мной с 22-го по 24-е февраля, ставя под вопрос вначале эффективность злости, затем – восприятие самого по себе неуважения, в конце концов – значимости события спустя время, что я не мог не довериться ситуации. Конечно, будучи человеком, который сам выбрал этот порядок, я знал, что в этом нет никакого провидения. Но случай сложился так, что казалось, будто все это было подобрано специально для меня.

Это, пожалуй, выглядит странно – узнать что-то из собственноручно написанной работы. Но такой взгляд упускает из виду суть стоицизма. Стоицизм – это практика в той же мере, что и философия. Подобно большинству людей, я знаю, что не стоит эмоционально реагировать на вещи. Но, как для большинства людей, такое знание редко останавливает рождение внутри меня гнева и фантазий о возмездии. Кроме того, нет никакого “права собственности” на идеи. Это лишь традиция, где человек повторяет и совершенствует те же мысли, пока мы пытаемся понять их и применить.

Я был в нескольких секундах от нажатия кнопки “опубликовать” свой ответ. Тот ответ, в правильности которого был уверен. И который мог бы наложить черную печать на карьеру человека, нанесшего первый удар. Но это превратилось в практику моей философии, ставшей проверкой злости. Стоицизм – это философия, с которой имеешь дело каждый день или постоянно в течение дня. В моем случае каждый день начинается с ведения дневника, глубокого осмысления предстоящего дня утром и обдумывания его заново вечером, перед сном.

Так, даже под воздействием ярости, моя рутина заставила тихим субботним утром сесть и задаться вопросом: “Зачем злиться на что-то, если злость ничего не меняет?” Затем, спустя 12 часов того же дня, я снова задался этим вопросом, и уже переосмыслил свой изначальный план. В воскресенье, дважды спросив себя, почему я был так уверен в нанесенном мне вреде, я уже склонялся к тому, чтобы отказаться от своего плана. В понедельник, размышляя, буду ли беспокоиться об этих вещах в будущем, вспомню ли я вообще об этом, определился с четким ответом “нет”.

От злости мы страдаем так же, как от горячки

Очевидным также стало и правильное решение: отпустить, двигаться дальше.

Эпикур, любимый философ Сенеки, которого тот цитировал несмотря на разногласия, говорил: напрасно тот слово философа, которое не исцелит страданий человека. Все мы знаем, что от злости страдаем так же, как от горячки. Она поглощает, порабощает тело, меняет температуру, при которой действуем. Тогда, в конце февраля, я переживал лихорадочный гнев. Я был обижен и не хотел оставлять этого безнаказанным, несмотря на риск обострить конфликт, предупреждением которому, от части, была и моя книга.

Философия была создана для того, чтобы избавиться от горячки деструктивных эмоций и импульсов.

Когда вы больны, то пьете аспирин, ложитесь, кладете прохладный компресс на лоб и отдыхаете, давая телу возможность сделать свое дело. Также и философия – своего рода бальзам, процесс, дающий разуму пространство, в котором он может делать то, что должен. Вы даете разуму усомниться в импульсах, а затем и преодолеть.

Все, что мне понадобилось, – день-два на обдумывание. На третий день я оставил это позади и направил энергию на что-то продуктивное. Мои страдания прекратились, и у меня не было ни малейшего желания создавать новые страдания, влезая в бессмысленную борьбу.

А несколько дней спустя мне попалось на глаза другое изречение стоиков, подтвердившее, кто именно пострадал от этой ситуации.

Марк Аврелий писал: “Человек, поступающий неправильно, наносит вред себе. Несправедливый человек несправедлив к себе – он делает себя злым”.

Так зачем мне наказывать человека, который меня обидел? Он позаботился о себе сам.

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Райана Холидея. Републикация полной версии текста запрещена

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X