Время перехода. В каком возрасте дети перестают верить в чудеса
Когда ребенок выходит из «мира волшебства», важно, чтобы «мир реальности» был как можно более стабилен
Праздник приближается. О подарках на Новый Год, вере в чудеса и о том, что обретает ребенок, после того, как перестает верить в Деда Мороза и новогодних героев.
В прошлом году наш девятилетний племянник оставил перед самым Новым Годом у елки телефон с включенной камерой и получил неопровержимые доказательства того, кто ему доставляет подарки. Мы с мужем волновались, что он при встрече с нашей, тогда почти семилетней дочкой, поделится секретной информацией, — она была бы очень разочарована и напугана. Но все обошлось.
Сейчас дочке почти восемь. Она пишет письма Святому Николаю и Деду Морозу, но уже задает прямые вопросы и присматривается к нашей реакции. И я понимаю, что мои ответы должны уже немного отличаться от тех, которые были в прошлом году, когда я очень трепетно выстраивала атмосферу волшебства. Сейчас эта атмосфера ей также важна, но она способна принять больше информации, проанализировать, выдержать возможное разочарование.
Возраст 4−5 лет — самое время магического мышления. Ребенок уже успел понять, что родитель — не Бог, не всесилен, он ищет опоры на волшебные силы, проживает «время супергероев», осваивая через них грани своей силы. И вера в Доброе Большее для малыша важна, как минимум, для ощущения безопасности. Даже, если он увидит родителей с подарками, он сам придумает версию, как подарок попал к ним в руки. И даже, если старшие братья и сестры будут обесценивать эту веру (для старших это возможность проявить власть над чувствами малыша), ребенок все равно будет держаться за магическую версию. Вера в волшебство в этом возрасте может помочь ребенку более безопасно осваивать мир. Более активное правое полушарие мозга в этом возрасте будет помогать фантазировать, создавать и поддерживать метафоры, творить.
Чем меньше мы позволяем ребенку играть, тем сильнее он будет держаться за магическую реальность
Эволюция мышления ребенка будет как раз проявляться в формирующейся критичности. Сейчас мы можем наблюдать интересную тенденцию — чем больше интеллектуализация детства, чем меньше мы позволяем ребенку играть, тем сильнее он будет держаться за магическую реальность.
К 7−8 годам ребенок дозревает интеллектуально и эмоционально настолько, чтобы воспринимать мир чуть более критично. Теперь он уже будет искать признаки того, что подарки готовит не Дед Мороз и фей не существует. И будет задавать вопросы. Но, скорее всего, он также будет с радостью искать подтверждение существования волшебных героев. И вполне осознает выгоду своей веры (получая подарки и от родителей, и от Святого Николая и Деда Мороза).
9 лет и старше — время, когда включается критическое мышление. Префронтальная кора настолько созрела, что готова сомневаться, сравнивать, искать несоответствия, критически осмысливать происходящее.
И это важное время, когда ребенка не стоит искусственно удерживать в магической реальности. 9+ — время важного перехода от внутреннего безопасного всесильного «мира образов» к освоению внешнего, конкретного «мира форм». И это — своеобразный неочевидный кризис в жизни ребенка. Преддверие пубертата.
Когда ребенок выходит из «мира волшебства», важно, чтобы «мир реальности» был как можно более стабилен. И важно, чтобы в своей совершенно материальной жизни ребенок мог на что-то влиять. Чем больше ребенок будет делать сам, осваивать конкретных действий — сам читать, сам застилать кровать, сам делать себе бутерброд, салат, яичницу, сам поливать цветы, ухаживать за животным (буквально, осваивать конкретные навыки), чем больше он будет заниматься лепкой, конструировать, мастерить — тем устойчивее он будет. Легче будет этот «переход». То, что я умею не в фантазийном, а в реальном мире — моя внутренняя опора.

И есть несколько вариантов дальнейшего развития событий. Ребенок может «удерживать прошлое», возвращаться к прежним игрушкам и играм, вспоминать о мире фей и единорогов, опять бояться темноты или монстров, а может — если мы вернемся к теме новогодних праздников — сам включаться в подготовку, делать гирлянды, венки, украшать елку, готовить меню. Вы заметите, что он сам хочет принимать участие в подготовке подарков, тайно вам что-то мастерит.
Мы почувствуем время этого «перехода». Для него нет совсем уж конкретного времени и возраста.
И нужно сказать, что во времена тревоги и неопределенности, времена, когда взрослым и самим тяжело смотреть на реальность, возможно, вера в фантазийный мир и чудеса сама по себе для детей будет ресурсом. Они могут дольше удерживаться в ней.
В этом году мы с дочкой читали много книг о новогодних традициях разных стран. И она удивлялась, как много разных героев «символизирует волшебство». Мы говорили о том, что Святой Николай был реальным человеком, епископом. А Дед Мороз — символ «волшебного волшебства». Она много сама делает поделок, исследует «как это работает» — это важный переход от «вау! это существует» к тому «как это устроено».
Вчера мы ехали в такси и я отвлекалась на сообщение в телефоне — рекламную рассылку о подарках детям. Увидела кофту-игрушку для того самого племянника, стала обсуждать с мужем, какой у парня может быть сейчас рост, и дочка спросила, что я делаю.
— Выбираю новогодний подарок для твоего двоюродного брата. Мы с папой будем руками Деда Мороза. Будем руками волшебства, чтобы создать парню праздник, — я поняла, что хочу попробовать начать разговор с дочерью.
— А у меня тоже есть для вас подарок на Новый Год. Я давно уже подготовила!
— Правда?! Так ты тоже помощница Деда Мороза в новогодних чудесах?
— Да! — Обрадовалась дочка.
Мы ничего не можем забрать, ничего не дав взамен. В этой пустоте может оказаться разочарование и тревога. Взамен веры во «внешнюю волшебную добрую силу», мы помогаем ребенку ощутить эту силу внутри себя. Самому стать «руками и сердцем волшебства».
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ
Больше блогов здесь