Когда работа — рутина: как выйти из профессионального кризиса. Блог психолога

20 июля 2017, 14:07
Цей матеріал також доступний українською
Как я и обещал в предыдущей статье, в этот раз речь пойдет о духовных и профессиональных кризисах, а также путях их преодоления

В детстве все мы играли в профессии. Кому-то было интересно играть во врача, другому - в военного, повара, дворника, программиста, ученого, директора, политика. Кто-то помогал маме накрывать на стол, другой - шлифовал с дедушкой деревянный брус и ловил рыбу. В детстве это было увлекательно. У нас появлялись новые возможности и другие дети тянулись к нам.

Видео дня

Конечно, нам нравилось играть только те роли, которые мы сами выбирали. И нравилось, когда другие дети признавали в нас победителя. Какие-то роли нам удавались легко, и другие дети хотели играть с нами, а какие-то - нет, и мы испытывали недостаток внимания, а иногда даже расстраивались и начинали конфликтовать, когда с нами не хотели играть.

«Играть в профессии» - звучит интересно и по-детски наивно.

Но почему то, что было так легко в детстве, во взрослой жизни теряется? Почему мы редко видим счастье в глазах взрослых людей-профессионалов? Почему игра превратилась в работу? И как можно вернуть «блеск в глазах», игру в то, что нам действительно нравилось?

Конечно, не всегда во взрослой жизни мы выбираем профессию по душе, однако в таком случае выход есть. Хотя и сложный, но очевиден. А если все-таки человек сам выбирал свою деятельность, и сначала «перло», «глаза горели», а со временем огонь погас? Что делать?

Действительно, одевая на себя роль профессионала, человеку нравится не сама роль, а те состояния, которые она несет. Каждая профессия является своеобразной средой для развития и дает возможности для формирования новых личностных качеств, поведенческих навыков, для достижения мастерства.

Первым симптомом, который говорит об остановке в развитии, является появление ощущения рутинности

Профессия - это пространство, где человек раскрывает свои потенции, и до тех пор, пока мы находим новые грани, пока нам интересно играть и общаться в рамках профессиональных ролей с другими людьми, игра будет продолжаться, а мы - развиваться профессионально и духовно.

Игра всегда связана с творчеством, с поиском новых поведенческих форм, новых закономерностей, поиском более эффективных путей, более гармоничных состояний.

Первым симптомом, который говорит об остановке в развитии, является появление ощущения рутины. Станет ли ребенок играть в игру, которая ему надоела? Ответ очевиден. Другой вопрос, почему она ему надоела, действительно ли он стала мастером этой игры и хочет чего-то нового, или все-таки что-то произошло в процессе, появилось что-то, что отталкивает - обида, претензия, ощущение отстраненности и т. п.?

Если вы переросли свои роли, то сохраняете целостное чувственно-эмоциональное состояние, разговаривая со своими коллегами, они вас уважают и считают топ-профессионалом. Вы достигли социального признания и получаете финансовый максимум или, по крайней мере, чувствуете благодарность мира за тот участок своего пути, который вы прошли, и при этом вас тянет еще куда-то.

Но если вы чувствуете раздражение или прохладу к своим коллегам, чувство тревожности, гнетущее чувство невыполненных обязательств, сильное сопротивление или нежелание идти на работу, агрессию и другие проявления защитных механизмов психики, то здесь время говорить о «духовном кризисе».

Причиной такого кризиса является прежде всего непонимание законов своей профессии, в результате нарушения которых возникли разногласия, конфликты или претензии как от сотрудников и начальства, так и от клиентов.

Действительно, если вспомнить, что каждая профессия - это пространство, где мы учимся взаимодействовать с миром, то легко заметить в какой из моментов мы перестали учиться. Отказались принять и услышать наших учителей, решили, что мы все уже умеем. Как правило, именно с этого момента все и началось: конфликты, претензии, ощущение ненужности, рутина и другие вестники кризиса.

И ответ на вопрос, как вернуть игру в профессию, как снова восстановить яркость переживаний, лежит на поверхности.

Нужно начать учиться!

И посмотреть на людей, с которыми в рамках профессиональной деятельности у нас возникли межличностные споры или конфликты, как на учителей, которые таким образом пытаются нам что-то подсказать, то, что имеет непосредственное отношение к нам, нашей профессии, к нам как личностям.

Обучение в профессии не сводится к получению новой профессиональной информации, тем более - к заучиванию новых технических навыков. Судьбой настоящих профессионалов всегда является творчество, поиск новых средств, форм, методов, принципов своей профессиональной деятельности. Став настоящим мастером, человек начинает творить, освобождается от условностей, необходимых в процессе обучения. Он учится учиться, уже не копируя, как ребенок, других, а сам становится носителем и творцом своей профессии.

Пока мы растем, наша игра в профессию - это постоянное обучение, творчество, постоянный выход за пределы себя, своих знаний и умений, готовность подстроиться, измениться так, чтобы стать тем эталоном профессионализма, к которому мы стремимся. Игра и обучение в этом смысле неразрывны.

Кстати, творчество - важнейшая составляющая психически здорового человека. И каждая профессия, дворник или руководитель, дает возможности для творчества и для реализации своего потенциала.

Больше мнений здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X