Ради чего все это? Какой должна быть действительно полезная презентация

16 апреля 2021, 20:43

Когда вознаграждают за процесс, а не за результат, приходится изучать сценические трюки, чтобы произвести впечатление

«Есть ли у нас свобода выбора, когда мы выходим c корпоративной речью?», — спросили меня на одном из тренингов. Ведь иногда нам дают задачу подготовить речь на тему, которая нам не резонирует. Я в этот момент подумала, что вопрос очень тонкий и тестовый, чтобы понять культуру компании. Но есть подсказки, как сделать этот процесс коммуникации более комфортным для себя. Свобода задать собственную рамку реальности на рамку ответственности.

Видео дня

«Зачем нам задумываться над такими философскими вопросами, если есть просто задача выйти и рассказать тему», — говорят люди «воздуха». Ведь типично они из тех, кто с детства может подхватить любую тему и говорить о чем-либо весело и увлекательно. И даже заговорить преподавателя, отвечая на экзамене вовсе не на тот билет. «Есть тема — например, „эффективность“. Мы все знаем, что она нужна нам в работе, и все знают, как ее достигать. Просто достаточно, чтобы люди были проинформированы, какие у нас задачи по эффективности. Например, быть вовлеченными, результативными, ориентированными на бизнес показатели», — поражают корпоративной терминологией «люди огня».

Спросите автора презентации, какие действия ожидаются от вас в контексте представленной темы

И если задача речи — произвести впечатление и показать силу оратора, то это лучшие подходы. Речь ради самой речи. Ведь коммуникация в данном случае напоминает дипломатический раут, где очень ценится мастерство, как сила оратора и умение поддержать разговор. Например, все знают, что идет дождь, но мастер слова может переплести в этой теме различные воспоминания о такой погоде из собственного опыта или кинофильмов и вызвать у людей эмоциональный резонанс. Или закрутить мнение, что дождь — это негативное мышление, которое мешает нам быть счастливыми, поэтому мы в силе себе сказать, что дождя нет. Когда вознаграждают за процесс, а не результат, то вам приходится изучать сценические трюки, чтобы произвести впечатление. Иногда люди уверены, что задача сторителлинга именно в этом.

Но самые интересные сцены разворачиваются после таких речей. Когда спикер покидает подиум, а исполнители возвращаются в бизнес-процессы. Если презентации и бизнес-процессы живут в параллельных реальностях, то начинается игра на выживание, которая описана в книге Шкура в игре Нассима Талеба. В ней последствия речей зависят от баланса ответственность-власть. «Бюрократия — это конструкция, которая удобно отделяет человека от последствий его действия», — пишет Талеб.

Действие нам всем дается легче, чем понимание другого человека. Ведь действуем мы по нашему собственному сценарию привычных ходов, решений и наработанных схем. Как утверждает основатель методики управления сложностью Дэвид Сноуден, при принятии решений мы склонны конструировать реальность из прошлого опыта, а не из анализа реальных фактов и наблюдений. Нам проще повторять успех прошлого, чем делать что-то совершенно новое, в чем мы можем ошибиться и проиграть.

Если вы человек ответственный, то вы себе сами поставите задачи. Если вы человек ответственный и мыслите свою работу успехом компании, то вы сами поставите задачи и привяжете их стратегии компании, отвечая на вопрос: «Как и какие мои результаты по поставленным задачам помогут реализовать стратегические направления развития, и как они коррелируются с деятельностью других бизнес-юнитов?». Абстрактная и размытая постановка задач для вас будет означать по факту значительное внимание к большему количеству процессов и людей в них задействованных. Если вдруг у человека есть комплекс отличника у людей ответственных это часто случается), то внутри еще включится мегаконтролер. И это начало большого забега на истощение.

Так выгорают талантливые лояльные работники и менеджеры. Потому что наваливают на себя большую тяжесть ответственности за успех компании или группы. А темной стороной является то, что их видение успеха не совпадет с видением тех, кто имеет власть и при этом создает яркие, но безсмысленные речи. Тогда будем иметь дополнительное следствие с наказанной инициативой, которая привела не к тем результатам. Хотя в определенных культурах принято создавать размытые презентации о будущем развитии, потому что это дает простор для интерпретаций и манипуляций.

И здесь я бы вернулась к вопросу, с которого мы начинали. Есть ли свобода выбора? Я считаю, что в нем кроется большая возможность. И если мы не берем на себя власть за свое состояние, а только за выполнение обязанностей, то «пустое место» займет другой человек с его намерением управлять. На школе коучинга, где я учусь, ее основатель бросил классную фразу: «Если вы выгораете на работе, то помните, что кто-то на этом греет руки». Если вы чувствуете, что выгораете именно вы, то можно сбалансировать свой статус власти довольно простым подходом. Вспомните, что у вас есть власть беспокоиться о границах своей ответственности и для этого вы должны прояснить задачу как поле взаимодействия между людьми с определенными ожиданиями о ее результате.

Задайте вопрос к автору презентации, какие действия ожидаются от вас и вашего юнита в контексте представленной темы? Если быть информированными, то ради чего и чтобы что случилось? Ведь бизнес-процессы запускают поддерживают именно люди, и понимание конкретных ожидаемых действий очень поможет достижению успеха и возможности вместе праздновать достижения, которые все признают через предварительно согласованные параметры. Если речь больше напоминает царскую задачу из сказки «пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что», то как я узнаю, что задача выполнена успешно? Как мы сможем порадоваться достижениями или откорректировать неудачные действия? Более того, всегда будет возможность различных трактовок результатов с возможностью того, что спор выигрывает человек с лучшим умением влиять и убеждать. И таким образом мы можем запустить демотивацию человека, который готов действовать с послушным выполнением действий, в которые сам не верит.

При этом у каждого из нас есть свобода взять власть и задать уточняющие вопросы, чтобы не нести ответственность за последствия, с которыми вы здесь и сейчас не согласны. К привычным «что вы предлагаете», «как это будет реализовано» и уточнениям по действиям, я предлагаю тройной вопрос от перевода английского «why». Он поможет получить довольно развернутую картину задачи: «По каким причинам есть запрос на тему презентации или речи? Веря во что и ценя что говорящий призывает к действию аудиторию? Ради чего большего (ради какого влияния и изменений в будущем) выступающий инвестировал свое время в подготовку речи?»

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X