Психологический контракт. Что скрывает предложение о работе

28 сентября 2021, 20:43
НВ Премиум

Неявные взаимные ожидания сотрудника и работодателя порой играют решающую роль

Когда мы ищем работу, мы выдвигаем свои требования. Чаще всего это уровень заработной платы, должность, перспективы профессионального и карьерного роста. Иногда — удобство расположения офиса или размер компании.

Видео дня

Но бывает ли так, что получив желаемое, на работе вы чувствуете себя некомфортно, возникают проблемы и сложные эмоции?

Например, вы оказываетесь не готовы к стилю руководства — он для вас слишком тоталитарен или, наоборот, вам нужны четкие инструкции, а в компании принято многое решать самостоятельно.

Или коллектив сплочен настолько, что все уже дружат семьями, а вам неловко так близко впускать коллег в свою личную жизнь.

Или же компания находится в периоде реструктуризации (а вас взяли на новую должность), но работать невозможно — коммуникация отсутствует, функционал размытый, коллеги тоже мало осведомлены, кто за что отвечает, и все работают в сильном стрессе.

Важно понимать, кто вы и что вам ближе

Возможно, вы отличный специалист, вам нравится ваша работа, вы делаете ее хорошо, и вот вас повышают, добавляют функцию руководства людьми. Но со временем вы понимаете, что вам плохо, хотя и должность новая, и оклад повысили, и внешних причин для неудовлетворенности вроде бы нет.

Конечно, все риски не предусмотреть, и ваше положение в компании не всегда будет стабильным. Но «подсветить» для себя эти глубокие эмоциональные аспекты важно, поскольку они напрямую будут влиять на вашу трудоспособность, эффективность, карьеру, реализацию, доход и даже на ваше здоровье.⠀

На психологический феномен в рабочих отношениях впервые обратил внимание Гарри Левинсон — известный американский специалист в области психологического консалтинга и организационных изменений. Он ввел понятие «психологического контракта» в бизнесе, который включает в себя, помимо заявленных в джоб-оффере (предложении о работе), еще и внутренние взаимные ожидания как сотрудника от компании, так и компании от сотрудника. Эти ожидания не прописываются, поскольку по большей части они неосознаваемы, но вместе с тем они очень влияют на трудовые отношения, стиль управления, мотивацию сотрудников, общую атмосферу в коллективе, культуру коммуникации и вашу возможность раскрыть свой потенциал и внести вклад в развитие компании.

Согласно Левинсону, эти «неписанные» ожидания можно разделить на три важные сферы.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X