Пульт от спикера. Три совета для успешных онлайн-выступлений

18 ноября 2020, 20:43

К виртуальному выступлению нужно тщательно готовиться даже тем, кто уверенно чувствует себя перед живой аудиторией

Онлайн-форматы, как и коронавирус с карантином, с нами надолго. Это так называемая «новая нормальность», в которой важно уметь эффективно коммуницировать. И она отличается от привычной офлайн-реальности.

Видео дня

Слушатели онлайн-конференций, вебинаров и созвонов в Zoom получают то, что я называю «пульт от спикера» — возможность в любой момент выключить звук, переключиться, закрыть окно браузера. Исчезает эффект присутствия, усложняя задачу как спикеру, так и аудитории. Выступающий теряет возможность привлечь и удержать внимание жестами, элементами внешнего вида, зрительным контактом, а слушателям труднее оставаться сфокусированными. Поэтому готовиться к виртуальному выступлению нужно даже тем, кто уже уверенно чувствует себя на сцене.

1 Первое, на что нужно обратить внимание — градус эмоциональности. Известно, что камера «съедает» цвет — именно поэтому грим телеведущих и актеров в реальности выглядит излишне ярким. То же касается эмоциональности: при общении через камеру теряется от 30% до 60%, в зависимости от индивидуальности спикера. А значит, чтобы добиться онлайн такого же эффекта, как на офлайн-выступлении, спикер должен минимум на треть повысить градус энергичности подачи.

Исчезает эффект присутствия, усложняя задачу как спикеру, так и аудитории

Как это тренировать: для начала записать на видео 5−10 минут своего выступления, просмотреть и проанализировать. Как долго вам было интересно слушать? Какие жесты и выражения лица показались удачными, а от каких лучше отказаться? На каких моментах интерес падал и хотелось отвлечься? Повторяйте запись, пока не будете довольны результатом.

Удачный дубль покажите знакомому (желательно — тому, кто примерно из той же целевой аудитории, перед которой планируется выступление, и кто даст конструктивную обратную связь) или коучу, с которым работаете. Поработайте с замечаниями и попробуйте отработать текст на камеру еще раз. Это вопрос практики.

2 Еще один важный момент — скорость и четкость речи. Большая вероятность, что онлайн-выступление будут слушать в фоновом режиме, отвлекаясь на приготовление чая, уборку или смартфон. В арсенале спикера остается только аудиальный канал восприятия, а значит, выступление должно быть четко структурированным и с правильными акцентами.

Из-за стресса спикер подсознательно пытается поскорее закончить выступление, начинает суетиться и «тараторить». Быструю монотонную речь сложно воспринимать на слух, а если человек не понял и не расслышал — у него нет возможности переспросить, и ценность информации теряется.

Что важно сделать: постараться говорить медленнее и проработать текст. Подчеркнуть важные слова, выделить логические ударения и моменты, на которых нужно остановиться подробнее (то, что вы хотите в первую очередь донести до слушателя). Не забывайте, что если вы заранее знаете все, о чем скажете, то для слушателя эта информация новая и неочевидная. Если формат выступления позволяет обратную связь (чат-боты, комментарии) — выделите время на вопросы-ответы после каждого смыслового блока.

Не забывайте «подстегивать» внимание слушателя, добавляйте интерактива. Акцентом в онлайн-выступлении может быть:

— риторический вопрос;

— демонстрация короткого видеоролика в качестве примера или иллюстрации к сказанному;

— шутка (лучшая импровизация — тщательно подготовленная, к шуткам это тоже относится);

— сторителлинг — подчеркните сказанное реальным кейсом или историей из жизни.

3 И последнее — визуализируйте! Для себя — аудиторию, к которой обращаетесь. Для аудитории создавайте визуальный ряд, которого так не хватает при онлайн-общении. Если говорите о человеке, опишите его внешность, рост, примечательные черты или забавную привычку, и тогда картинка в воображении слушателя будет намного ярче, чем абстрактное «мой знакомый Борис». Если о месте — упомяните характерные звуки, запахи, цвета в окружении. Так вы компенсируете недостаток визуальной информации, «включите» воображение слушателя и сделаете его полноценным участником дискуссии.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X