Чтобы не дать смерти победить. Как украинцы находят силы жить дальше

Яна Алтухова: «Люди, которые, несмотря ни на что, строят планы на будущее, видя будущее именно здесь, — непобедимы» (Фото:HappyCity/Depositphotos)
Есть один вопрос, за который держится сейчас каждый украинец
В последние несколько лет моя мама открыла для себя новую страсть: растения. Она делала клумбы под окнами многоэтажки на Салтовке, где жила, клумбы на заказ возле кафе и офисов на той же Салтовке, а еще сделала целую оранжерею дома.
Особенно отличался господин Василий — большая крепкая лиана, которая разрослась на весь подоконник.
Мама очень любила свои растения и даже называла их по имени. Там еще были братья Олежки, Светлана («тещин язык») и целая толпа других красавцев.
Мамин телефон был забит их фото. Поэтому, когда я едва вытащила ее (с помощью волонтеров) из подвала нашего дома, куда «прилетело» в крышу, эти картинки стали каким-то сплошным триггером.
Маму я перевезла сначала в Ужгород, потом мы вернулись в Киев. А пару недель назад она уехала в Харьков: «Буду восстанавливать дом», — сказала она и осталась.
Лучше всего побеждает смерть план на будущее
Оранжереи больше нет. Все растения погибли, и только кусочек господина Василия, который чудом разросся за окно, уцелел. На него капал конденсат с крыши и дождь. Потом это заметила соседка и время от времени лила на него воду. И он выжил!
Последние полтора года украинцы противостоят смерти разными способами. Хотя смерть, которая дышит прямо в затылок, ощущается каждый день. Даже в «гражданских» городах, которые вроде далеко от линии фронта.
Смерть передает приветствие через друзей и знакомых. Погиб, пропал без вести, замучен в плену… погиб, погиб, погиб… Смерть подмигивает ракетами и забрасывает шахедами.
И где-то между этим всем — вечеринка, которую организовывают девушки из студии костюмов, чтобы собрать на очередное авто для дружественного подразделения.
«Кловский сад», который сделал нереальную фотозону, чтобы деньги за фото отправлять Тате Кеплер на такмед.
Украинцы танцуют, рисуют, продают, консультируют, фотографируют и даже посылают нюдсы — и это все, чтобы не дать смерти победить.
Лучше всего побеждает смерть план на будущее.
Что ты сделаешь, когда выберешься, когда встанешь, когда это все закончится — экзистенциальный вопрос, за который держится сейчас каждый украинец. Что ты сделаешь после Победы?
Мы хватаемся за эти вопросы, как за красный спасательный круг.
Самое большое восхищение у меня вызывают украинцы, которые превращают этот спасательный круг в действие, работающее уже сейчас.
Вы замечаете, что сейчас, во время войны, несмотря на страх, тревоги и непонятность, бизнесы вновь начали открываться? Кофейни, пекарни, салоны красоты.

Сейчас я работаю в коммуникационной команде грантовой программы Власна справа, и каждый наш грантер, каждая история о человеке, который взял грант и открыл (или расширил) бизнес — это вызов жизни, которая побеждает смерть.
Ведь у смерти нет будущего, а у жизни есть.
Люди, которые, несмотря ни на что, имеют силу строить план на будущее, сделать, запустить, открыть, жить дальше в этой стране, видя будущее именно здесь — непобедимы.
Жить жизнь, даже когда нет почвы под ногами, когда летят ракеты и воет тревога, уходят самые близкие и дорогие люди.
Даже когда ты растение в заброшенной квартире, в доме, в который попала ракета. Ведь всегда есть шанс.
Мы все сейчас — этот господин Василий из маминой оранжереи, который выжил.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV
Больше блогов здесь