Альфы, беты и сидящие на заборе. Пять советов, которые помогут построить здоровый коллектив

11 июля 2019, 20:43
Цей матеріал також доступний українською

Не стоит отвергать какие-либо взгляды, если их неэффективность не подтверждена

Находясь в группе, человек выполняет ту или иную роль: явного или скрытого лидера или даже пассивного агрессора. Для руководителя очень важно распознавать роли подчиненных и уметь налаживать отношения в команде, опираясь на особенности поведения в коллективе каждого отдельного сотрудника. Как достичь гармонии в команде, учитывая характерные особенности сотрудников?

Видео дня

Особенности и виды ролей в коллективе

Каждый человек, попадая в новое окружение, в частности, на работе, обрабатывает невероятные массивы входной информации. Весь этот процесс происходит не совсем осознанно — мы поглощаем факты, потому что нуждаемся в безопасности. Таким образом, те люди, чей мозг обучен достаточно оперативно и многоуровнево анализировать месседжи, имеют более высокие шансы выполнять роль неформального (безусловного, естественного) лидера.

Лидеры, или альфы, попадают в центр внимания и концентрируют в своих руках большую часть власти, а следовательно — ответственность за всю группу людей, в которой они взяли на себя эту роль.

Запланированное столкновение крайних взглядов всегда эффективнее замалчивания

Беты — личности, которые легко интегрируют командные ценности, их интерпретацию лидерами, но по своей сути занимают выжидательную позицию. Они бессознательно ждут ошибки, провала со стороны неформальных лидеров и готовы усилить свои позиции в случае, если предыдущая конструкция пошатнется.

Есть еще масса других ролей в группе, но для простой иллюстрации назовем их все «сидящие на заборе». Это люди, которые отдают львиную долю своих психических ресурсов на то, чтобы конструкция не менялась и оставалась стабильной. Причем совершенно неважно, как эта система отражается на них. Если изменения все же происходят, они стремятся принять участие в них максимально поверхностно и быстрее стабилизировать новые условия существования.

В этой категории есть и очень опасные люди, роль которых нельзя недооценивать, например — пассивные агрессоры. Они накапливают массу недовольства, но не объявляют весь свой негатив, пока не будут уверены, что наступила точка невозврата и либо им уже нечего терять, или они идентифицируют подобные взгляды у других участников группы. Часто бывает, что работодатель интересуется делами того или иного работника, спрашивает о любых пожеланиях или жалобах, но в ответ выслушивает дифирамбы. Этот сотрудник при первом же нарушении паритета отношений в команде атакует и казнит всех и вся, особенно — лидера, снимая с себя ответственность.

Для выявления ролей в команде применяют социометрический тест. В его основе — конкретный вопрос, например: кого я выбираю как человека, с которым мог бы поделиться своей ответственностью по проекту? И коллеги ранжируют друг друга: номер один, номер два и тому подобное. Существует также составляющая теста, где каждый участник команды выражает свои ожидания и предположения по выбору других людей по отношению к себе.

Как сформировать здоровый коллектив при абсолютном разнообразии ролей

В любом коллективе отношения строятся на основе того, какие формы поведения являются приемлемыми, а за какие можно заработать, например, выговор. Никуда не денутся потребности в безопасности, восторге, принятии и признании результатов труда, поэтому очень важно задать канву развития каждого сотрудника как индивидуально, так и в команде, предоставить понятные правила и при этом оставаться гибким и информированным, постоянно анализируя обратную связь.

Отношения сотрудников нельзя строить по абсолютному лекалу. Можно только измерять их в разные отрезки времени и вносить некоторые коррективы, после чего снова измерять.

Нет ничего хорошего или плохого, есть то, что удовлетворяет или не удовлетворяет группу лиц во главе с руководителем. Он может либо смириться с проблемой и закрыть на нее глаза, или пытаться ее решить.

Интересно, что полные противоположности — это идеальный шанс восстановить и центрировать команду. Можно дать представителю каждой яркой роли проявить себя и взять лучшее на вооружение всей команды. Сплоченность коллектива от этого только выигрывает, ведь вы можете показать людям, что конфликт — это не просто нормально естественно, а даже полезно.

У людей бывают разные мнения и взгляды, за которые они готовы бороться, но нельзя допускать отрицания взглядов другого, если их неэффективность не проверена опытным путем. Синергия и сотрудничество лучше любого компромисса. В теории игр запланированное столкновение крайних взглядов всегда эффективнее замалчивания, подавления или ограничения. Поэтому берите всех драчунов под контроль и выигрывайте.

Поэтому можно выделить 5 советов по построению здорового коллектива

1. Не бойтесь объединять противоположности: дайте им проявить себя — и получите гармоничную и эффективную команду.

2. Никогда не отвергайте какие-либо взгляды, если их неэффективность не подтверждена исследованием.

3. Постоянно измеряйте отношения в коллективе. Можно задействовать, например, социометрический тест. И периодически вносите коррективы, отталкиваясь от его результатов.

4. Озвучивайте функции каждого отдельного сотрудника и их значение перед всем коллективом.

5. Дайте команде четкое понимание конечной цели.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X