Себе дороже. Чем опасно ручное управление
Авторитарный стиль лидерства приводит к выученной беспомощности сотрудников
«Зачем мне что-то думать, если мой шеф все подумает за меня?», — выпустив тонкую струйку дыма, с сарказмом заявила моя подруга Ольга.
Недавно она сменила работу, придя на руководящую должность в отдел из 15 человек. Правила игры в организации Ольга поняла сразу: преданно и с восхищением смотреть на шефа, его мнение не оспаривать, свое не высказывать, каждый шаг всем со всеми согласовывать, чтоб потом все это еще раз согласовать у шефа. Даже если из-за согласований летят все сроки проекта.
Шеф при этом периодически гневно требует свежих идей, но, похоже, они ему не особо нужны, так как реализовывать позволяет только свои. Тяжеловесный бюрократический каток закатывает в асфальт любую активность, инициативу и креатив. Туда же закатывается ответственность. При этом специфика отрасли связана с динамично изменяющейся внешней средой и требует скорости и постоянного создания новых решений.
«Знаешь, он нам недавно задачу поставил, — продолжила Ольга, — и ведь мы все знали, что не сработает, но никто ничего не сказал, даже сомнения не высказал. Все боялись. Себе дороже. Тем более, что все равно ничего не изменится».
Беспомощность — одно из наиболее сложно переживаемых состояний. И крайняя степень этого состояния — выученная беспомощность.
Понятие выученной беспомощности ввел американский психолог Мартин Селигман в шестидесятых годах прошлого века. Можно найти много материалов о его эксперименте с собаками. Суть эксперимента в том, что собак разделили на три группы и поместили в разные клетки. В первых двух животные периодически получали удары током одинаковой интенсивности, в третьей находилась контрольная группа. Собаки в первой клетке могли отключить подачу тока, нажав носом на специальную панель. Ток во второй клетке отключался тогда же, когда и в первой, разница состояла лишь в том, что животные из первой группы имели возможность повлиять на ситуацию, а из второй — нет.
На следующем этапе всех собак помещали в вольер, где они также получали удары током, но при этом могли легко выбраться наружу.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.