Как реагировать на критические ситуации во время выступлений

9 августа 2019, 20:43

Критические ситуации в ремесле ведущего события или телевизионной или радиопрограммы - совершенно обычное дело и даже норма. Сама природа такой работы - непредсказуемое течение процесса. Ведь любое мероприятие - это живой организм, который нужно чувствовать да еще и помещаться в определенные временные и концептуальные рамки.

Видео дня

Что может пойти не так? Проблемы со звуком, нехватка времени на подключение музыкантов во время «живых» концертов, завис компьютер звукорежиссера, опоздание гостя на прямой эфир, отсутствие сценария и тому подобное.

Нет ощутимой разницы в том, смотрит ли на вас голый или одетый хищник

Публичное выступление перед многотысячной аудиторией или миллионами зрителей в прямом эфире отличается от выступлений перед, скажем, десятком коллег с презентацией или докладом. Но разница не так велика, как может показаться. Искренность и умение создать атмосферу, заинтересовать своих зрителей актуальны и первоочередны в обоих случаях.

От вашего выступления у зрителя должны остаться лучшие воспоминания, поэтому реагировать на критические ситуации нужно спокойно, собранно и искренне. Паника ведущего или докладчика никому не нужна. Что бы ни случилось, держитесь и придерживайтесь такого плана действий.

1. Придумайте, как выиграть время. В первую очередь сохраняйте спокойствие и реагируйте искренне. Не надо делать вид, что ничего не происходит, если во время выступления вдруг "появился слон". Лучше это естественно и весело прокомментировать и обыграть.

Если происходит что-то, что не очевидно для зрителя, тогда афишировать это не обязательно - лучше вступить со зрителями в диалог или рассказать что-то интересное и уместное, чтобы никто ничего не заметил. Простейшие методы «выиграть время», чтобы собраться с мыслями или дотянуть до момента готовности презентации - еще раз вспомнить организаторов и поблагодарить спонсоров, напомнить об идее события и анонсировать следующие (если, конечно, вы только что это все не сделали). Если есть гость или организатор, которому можно предоставить слово - прекрасно. Только это тоже должно быть уместно и не скучно!

Для выступлений перед небольшой аудиторией может сработать все, что оживит и переключит внимание слушателей, особенно, если доклад непростой и серьезный, или предусматривает большое количество специфической информации.

Например, когда-то для фармацевтической компании я вела презентацию новых препаратов, и, чтобы удерживать внимание, подготовила историческую справку о том, как еще лет сто назад люди использовали настой из травы, на основе которой теперь создали препарат. А на панельных дискуссиях по государственному реформированию просто включала в паузах между выступлениями диалоги с аудиторией, когда было понятно, что интерес к предмету разговора снижается, или информация не воспринимается, и люди потихоньку выходят из зала. В таких ситуациях следует дать гостю договорить до логической паузы, поблагодарить его, а затем задать 3-5 вопросов в зал. Тогда слушатели лучше включаются в процесс, внимательнее слушают следующего докладчика.

2. Тренируйтесь перед выступлением. Готовность должна быть ко всему в буквальном смысле. Почитайте о компании/человеке/истоках истории - все, что может понадобиться в случае, когда придется «тянуть время».

Также тренируйте звонкий голос и четкое произношение. Вы быстро потеряете зрителей, если будете жевать слова или бубнить под нос. Даже если ваша информация гениальна. Люди банально устанут напрягаться, чтобы вас расслышать. В лучшем случае будут рассматривать ваши слайды. И прекратят слушать. Артикуляция может быть даже преувеличенной. Но так вы облегчите восприятие и понимание информации.

Вечером накануне порепетируйте перед зеркалом. Искренность - превыше всего. Вы должны себе нравиться и выглядеть убедительно для себя же. Но быть в контакте со зрителями очень важно. Если вы настолько боитесь или смущаетесь, что не поднимаете взгляд и чуть слышно что-то бормочете, придумайте для себя некий ритуал или опору, аффирмацию «я молодец». Вспомните, что каждый в зале - всего лишь человек, который тоже варит борщ, развлекается с друзьями, ошибается, боится и так далее, но вытягивайте себя на визуальный контакт и живые эмоции.

3. Не копируйте «успешных спикеров». Сохраняя собственный стиль, можно избежать насмешек аудитории и неудачных сравнений со спикерами-гуру. Да, сейчас модно садиться на лестницу в кедах, ходить по сцене раскованно и держать руки в карманах. Но если это все для вас не характерно и неестественно, скорее всего, это будет выглядеть фальшиво и даже комично.

Еще существует риск, что зрители больше будут обсуждать и помнить, как вы выступали, чем то, что вы представили. И не в лучшем смысле. Хотя, возможно, это и может быть вашей целью - проехаться на волне хайпа.

4. Забудьте про оправдания. «Я сегодня не выспалась, мой голос сел, и вообще я не лучший оратор, но сейчас вам расскажу ...» - ни в коем случае. Если так важно «легализовать» ваши волнения, то лучше, чтобы посыл был не в том, что слушателей на протяжении какого-то времени будет мучить некомпетентный человек, и сам при этом будет мучиться - а в том, что вы счастливы выступать с этим докладом, и это для вас ответственно и волнительно.

5. Следите за потоком сознания. Чувствуйте свою аудиторию. Иногда из-за стресса или из-за того, что забыли какую-то мысль, поток несет в личное, слишком много шуток, а мысли хаотично скачут с одной на другую - это не всегда уместно и интересно. Если забыли что-то, то лучше или спокойно проговорить фразу вроде: "Обязательно вернусь к этой теме, но пока мысль ускользнула", - или подытожить уже сказанное. Вполне возможно, что в процессе перечисления тезисов вспомнится и забытое.

6. Когда аудитория небольшая, очень важен личный визуальный контакт. Не надо смотреть только в потолок, пол или свой лэптоп с презентацией. Встречайтесь взглядами, смело улыбайтесь своим слушателям, когда это уместно. Если формат предусматривает, то можно и войти в определенный диалог/интерактив. Это всегда помогает слушателям остаться в процессе и в теме, а не превратиться в спящую публику, которая, хоть и с открытыми глазами, но мыслями уже давно отсутствует.

7. Оставайтесь чувствительными к себе. Если после вашего выступления предусмотрены другие, а вы на грани панической атаки, лучше завершите доклад там, где наиболее удобно по логике. Поблагодарите свою аудиторию и пообещайте более подробную информацию прислать в электронном виде каждому лично. Всегда можно подхватить паузу фоновой музыкой, каким-то тематическим видео или передать слово чуть раньше. Это лучше, чем тонны валерьянки и пауза в программе, которую будут вспоминать годами. Подвиги и жертвы такой ценой не нужны никому, поверьте. Но если уж так случилось, то это повод позже поработать с профессионалом. Ведь столь острые реакции - это уже плоскость за пределами нормы.

8. Если паника таки настигла, примените научный подход. Бывают ситуации, когда даже опытный ведущий может запаниковать. Если аудитория заскучала или откровенно раздражена, отпускает критические реплики или отвлекается на смартфон, можно разволноваться.

Публика - это непредсказуемый океан, случиться может все, что угодно. Страх - это часть генетического наследства. Согласно теории социобиолога Эдварда Уилсона, страх во время выступления появляется из-за памяти генов. Находясь на сцене, человек чувствует ту же боязнь, что и древние предки посреди саванны, в которой за ними пристально следили хищники. На психологическом уровне у человека появляется желание скрыться от бдительных глаз зверя, убежать со сцены. Поэтому советы в стиле "представьте зрителей голыми" не сработают. Нет ощутимой разницы в том, смотрит на вас голый или одетый хищник.

Стоит проработать такие моменты до их возможного возникновения. И если уж страх появился, быстро применить психологическую технику, быстро вытеснить разочарование в себе и мысленно подбодрить себя. Любое беспокойное состояние приводится в норму банальным глубоким дыханием, плюс - самоуспокоением: банально проговорить себе «Все будет хорошо. Спокойно. Сейчас разрулим». Работайте с голосом, не давайте голосу сорваться. То есть делайте все, чтобы публика не почувствовала вашего страха.

А потом быстренько ищите способ восстановить контакт с аудиторией и делайте все для того, чтобы публика забыла о досадном инциденте. Зажигайте по полной!

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X