Как работать с теми, кто вам не нравится. Блог Светланы Ройз

9 июня 2017, 19:01
Видеть в других только "хорошее" – это попытка бегства от реальности

Когда я только начинала практику, мои преподаватели настаивали: «Первые сто клиентов – это про вас, про ваши процессы, про ваши "незакрытые" темы". Тем не менее, даже после тысяч клиентов и студентов вижу, что все процессы все равно "про меня", в той или иной степени.

Видео дня

Студенты спрашивают часто, работаю ли я с теми, кто мне не нравится. Очень ведь важный вопрос. Уверена, что именно за теми, кто не нравится, есть очень большой "заряд".

Помню, как впервые, лет 12 назад, почувствовала во время приема с ребенком очень сильное раздражение. В отношении детей я редко чувствую подобное, а в то время такого вообще практически не было. От неожиданности я зависла прямо посреди приема. И помню, как внутри возникали строчки из книги "Дар психотерапии" Ирвина Ялома, которую тогда читала (одна из важных, обязательных для психологов). Потом ясно помню, как ответила себе: «Если я пойму, что именно вызвало раздражение в контакте с этим ребенком, мы найдем причины его "симптома"». И начала глубже исследовать тему переноса-контрпереноса. Если я сама осознаю, почему мне не нравится человек, это осознание может стать важным инструментом в работе. А вот если не осознаю, не прохожу супервизии, продолжаю работать с этим клиентом, то неосознанно буду стремиться открыть человеку глаза на его "плохость" (будучи совершенно уверенной в том, что действую во благо клиента, совершенно профессионально и в рамках "протокола").

Видеть других разными, значит, оставаться в контакте и сочувствии

Если терапевт тревожится, клиенту передастся его тревога. Если терапевт критичен к клиенту, его голос присоединится к голосу "внутренних критиков", которые и так измучили клиента. И клиент, если, конечно, доверяет терапевту, опять ощутит, что где-то «налажал», им опять недовольны. Это, как минимум, не послужит продуктивности терапии.

Если терапевт маскирует свои чувства, клиенту сложно в этом контакте быть искренним. А клиенту положено "проецировать", как и терапевту положено отслеживать и осознавать эти проекции и свой контрперенос. В любимой процессуальной терапии есть понятие первичного и вторичного процесса. Иногда те, кто нам неприятны, и то, что нам неприятно - это как раз сигналы из нашего вторичного процесса. А игнорируя свой процесс, мы можем стать нечувствительными к истинным процессам клиента.

Но бывает, что клиент просто не твой. Марк Владимирович Воронов, один из важнейших моих учителей, часто говорил, что помимо аналитических знаний нам важно наработать свой собственный "маркер". Так наше тело дает подсказку, мой это клиент или нет. Когда у меня появился выбор, я стала отказывать клиентам, в общении с которыми внутри чувствую "стоп". И я очень избирательна, проводя собеседования со студентами, очень избирательна в сотрудничестве. Я до сих пор учусь выверять и доверять этому "стоп". Но потом стараюсь отвечать себе на вопрос: на что же именно среагировала в этом контакте. На курсе "осознанное лидерство" Хитендры Вадхвы несколько раз тыкалась носом в фразу Авраама Линкольна, о которой часто себе напоминаю: «Мне не нравится этот человек. Нужно узнать его лучше».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Я стала замечать, что все чаще вижу черты, которые мне не комфортны в людях. Вначале напряглась: «Что ж со мной такое?» Потом поняла: видеть в других только "хорошее" - это попытка бегства от реальности. Видеть других разными, значит, оставаться в контакте и сочувствии. Наверное, это про смелость видеть и в себе теневые стороны. И узнавать себя и других лучше.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X